Секрет их успеха держится на трех китах: физическое совершенство, кодекс чести и доблестное руководство.

Попав на Сечь, никто не получал расписанных правил поведения. Их передавали устно, и это первое, чем поражали новичков.

За убийство собрата виновного бросали в вырытую яму, сверху ставили гроб с жертвой и обоих засыпали землей. Придет кому-то в голову выпить хмельного во время морского похода — тотчас оказывался за бортом.

Когда на территории Сечи кто находил потерянную вещь, то привязывал ее на три дня к столбу, пока ее не заберет владелец. Если вещь и дальше там висела, то казак имел полное право ее забрать. Но если он просто решит украсть, то уже его привязывали на три дня к столбу, а каждый прохожий обязывался отлупить негодяя палкой.

Впрочем, такая жестокость мирно сосуществовала с вполне демократическим строем. Никаких самовольных решений гетмана — только общее собрание и голосование шапками. За какой вопрос их взлетит вверх больше, тот и примут.

Читайте также: Первая Украинская Конституция поражает своей революционностью

Главное требование к казакам — держать себя в безупречной форме. Военную подготовка прерывалась только на время похода. Новичкам так объясняли физический минимум, которым должен обладать казак на коне: репьем сидеть, саблей рубить и отбиваться, из ружья зорко стрелять.

Каждую весну над днепровскими порогами казаки устраивали соревнования по гребле поперек бурной реки. Самым расторопным считали того, кто приведет свою лодку точно напротив места старта.

Однажды путешественник из Италии Альберто Вимит заехал на Сечь взглянуть на устройство казаков. Несколько дней пребывания среди украинцев, и он восторженно написал в своем дневнике, что эта "республика может уподобляться спартанской, а казаки могут соревноваться со спартанцами по строгости своего воспитания"

Неудивительно, что в 17 веке запорожские казаки были войском, с которым считалась и Европа, и Ближний Восток.