Эксперты Аналитического центра CEDOS провели качественное социологическое исследование и анализ украинского законодательства с целью определения вызовов и последствий для государства и общества, связанных с проблемой регистрации места жительства.
По подсчетам аналитиков – от 15% (в малых населенных пунктах) до 30% (в крупных городах) жителей живут и работают не по месту регистрации. Таким образом возникает ряд проблем – и для государства, и для граждан.
Трудности государства: затруднен учет населения, перераспределение бюджета, предоставление медицинских и социальных услуг.
Граждане сталкиваются с: хлопотами с получением документов, проблемами с участием в местных выборах, проблемами с обслуживанием в поликлиниках и других социально направленных ведомствах.
В прошлом году государство попыталось поменять правила регистрации. Но легче от того украинцам не стало. Даже получили новую беду в виде админштрафа за просрочку.
Читайте подробнее: Новые правила прописки для украинцев: что нужно знать
Почему же украинцы не спешат регистрировать свое место жительства? Аналитики CEDOS причинами назвали следующие:
– гражданин не имеет собственного жилья, а арендодатель регистрировать отказывается;
– сложная процедура регистрации (в том числе – бюрократические препятствия в виде очередей и необходимости все еще носить "бумажки")
– дополнительные расходы (в частности, время);
– стереотипы.
Основной причиной того, что изменения нужно внедрять немедленно, является существенное и массовое нарушение прав человека и его основных свобод, вызванное существованием устаревшей действующей системы. Для этого и исследование и проводили, отметила руководитель проекта Людмила Янкина.
Жители и местный бюджет
Но только вопросами медицинского обслуживания и голосования на местных выборах проблема не ограничивается (хотя это очень существенные вопросы). Другой пласт проблем – наполнение местных бюджетов в рамках децентрализации власти.
Значительные объемы населения, которые проживают не по месту регистрации, увеличивают диспропорции в наполнении местных бюджетов. С ростом внутренней мобильности эти проблемы будут только расти. Действующий институт регистрации нуждается в реформе,
– объяснила проблему аналитик проекта Анастасия Фитисова.
Эксперт Института общественно-экономических исследований Вячеслав Жук поставил вопросы, которые связывают проблему регистрации места проживания с децентрализационными процессами. По его словам, в 2016 году имело место значительное увеличение доходной части местных бюджетов. Может ли это однозначно свидетельствовать об успешности реформы децентрализации? Какова структура налоговых поступлений в бюджеты общин, и соблюдается ли оптимальное соотношение между собственными доходами и переданными государством?
По мнению эксперта, такой подход, когда гражданин обязан платить налоги по месту регистрации, хотя работает в другом регионе – неправильный.
Если человеку не нашлось рабочего места в регионе, где он родился, то это проблема местной власти. Это должно быть для них стимулом – удержать у себя высококвалифицированных работников, чтобы они платили налоги на местах,
– уточнил Жук.
Внутренне перемещенные лица
За последние три года, из-за вооруженного конфликта на Донбассе, у нас появилась новая категория граждан – внутренне перемещенные лица (ВПЛ). Примечательно, как отметила представитель Датского Совета по беженцам Екатерина Галенко, что порой даже украинские русскоязычные СМИ расшифровывают эту аббревиатуру как "временно перемещенные". Но три года – это уже не "временно". И даже больше.
Согласно последним опросам, больше половины внутренне перемещенных лиц из Крыма и неподконтрольных правительству частей Донецкой и Луганской областей не планируют возвращаться, что делает интеграцию в принимающие территориальные общины единственным долгосрочным решением для них,
– отметила эксперт.
К сожалению, констатировала Галенко, существующая система регистрации места проживания существенно усложняет такую интеграцию. По ее словам, Датский совет по делам беженцев работает с проблемами, с которыми сталкиваются внутренне перемещенные лица, с 2015 года, и сейчас наблюдает, что в контексте реформы по децентрализации такая проблема интеграции может распространиться не только на внутренне перемещенных лиц, но и на другие категории внутренних мигрантов.
Выход – декларативная регистрация
Эксперты видят возможным выходом из ситуации введение декларативной модели регистрации места жительства. То есть когда при регистрации не нужно доказывать документально факт своего проживания. Конечно, такое предложение имеет свои нюансы, за разработку и внедрение которых должно взяться правительство.
Правозащитники, которые участвуют в исследовании проблем регистрации места проживания, акцентируют важность затронутых вопросов и обещают содействовать тому, чтобы и во власти это мнение услышали и приняли реальные меры для решения проблемы.
Нашими следующими шагами к изменениям, после завершения этой части проекта, является достижение в государстве уровня беспрепятственной реализации прав человека (таких как политические, экономические, трудовые, социальные и другие права) по месту его фактического проживания. Когда человек больше не должен ехать по месту "прописки", чтобы проголосовать на местных выборах или оформить пенсию. Когда человек является полноценным интегрированным членом территориальной общины, в которой он проживает по факту,
– отметила Людмила Янкина.
Читайте также: Регистрироваться по-новому: что изменилось в процедуре регистрации места проживания