Дискуссия вокруг института неприкосновенности в Украине продолжается от начала работы над Конституцией государства. 1996 года Основной закон статьей 80 гарантировал народным депутатам, что их не будут привлекать к уголовной ответственности или арестовать без согласия Верховной Рады (хотя неприкосновенность существовала и до того: в 1994 году одиозного парламентария Ефима Звягильского первым в истории Украины лишили неприкосновенности).
2000 года по инициативе Президента Украины Леонида Кучмы состоялся общегосударственный референдум. Одним из его вопросов был "согласны ли Вы с необходимостью ограничения депутатской неприкосновенности?" Тогда 89% граждан, проголосовавших ответили "да". Правда, то голосование имело консультативный характер. К консультации граждан власть не прислушалась.
Идею Кучмы об отмене неприкосновенности нардепов поддержал народ, но не парламент
После Оранжевой революции, в 2005 году, когда украинские политики говорили о новых принципах своей работы и демократические реформы, вопросы неприкосновенности снова вернули к обсуждению. Тогда накануне парламентских выборов 2007 года одна из ключевых политических сил – "Наша Украина – Народная самооборона" сделала лозунг "Мы отменим депутатскую неприкосновенность" программным. Инициативу конкурентов из оранжевого блока перехватил тогда еще премьер-министр Виктор Янукович. Он выступил за отмену этой привилегии народных избранников, пообещав обратиться к Президенту с таким предложением. На этом рассмотрение вопроса остановилось.
Следующая горячая дискуссия относительно неприкосновенности депутатов разгорелась в 2009 году, когда члена фракции "Блока Юлии Тимошенко" Виктора Лозинского обвинили в убийстве. Избранника тогда лишили иммунитета и в конце концов приговорили к заключению, а призывы "прекратить депутатскую безнаказанность" в обществе снова сошли на нет.
Интересно, что при каденции Виктора Януковича ни одного народного депутата не лишили неприкосновенности. Следующим стал "регионал" Олег Царев, которого ГПУ обвинила в государственной измене и сепаратизме за поддержку так называемых «ДНР\ЛНР». С него снял неприкосновенность парламент предыдущего созыва в 2014 году.
Новая Рада – старые надежды
От Верховной Рады восьмого созыва (нынешний) можно было ожидать прогресса в вопросе пересмотра депутатских привилегий. Хотя лишь две партии, прошедшие в парламент в многомандатных округах, "Батькивщина" и "Самопомич" – имели в программе пункт об "отмене депутатской неприкосновенности". Впрочем это обещание перешло в коалиционное соглашение, под которым уже подписались фракции "Батькивщины", "Блока Петра Порошенко", "Народного фронта", "Радикальной партии" и "Самопомочи".
После замечаний со стороны европейских партнеров относительно агрессивности формулировки "отмена депутатской неприкосновенности" в украинском политикуме начали говорить о ее ограничении. Так появился проект изменений в Конституцию от Петра Порошенко. Он предполагал оставить в Конституции норму о том, что депутаты не несут юридической ответственности за свою политическую деятельность. Но также он должен был отменить пункты, запрещающие привлекать нардепов к уголовной ответственности или арестовывать без согласия Верховной Рады. В январе 2015 года в первом чтении законопроект поддержали 297 депутатов. Его направили в Конституционный суд.
Конституционный суд признал предлагаемые изменения соответствующими Основному закону, но рекомендовал пересмотреть положение относительно неприкосновенности судей (изменения также предусматривали ограничение судейского иммунитета). Поэтому в конце 2015 года законопроект вернулся в Верховную Раду. Но на тот момент Петр Порошенко уже внес в парламент другой проект изменений в Конституцию, касающийся ограничения только судейской неприкосновенности. Президент спешил провести судейскую реформу, чтобы не разочаровать западных партнеров.
Первыми потеряли неприкосновенность судьи
Возникла ситуация, при которой в Верховной Раде одновременно были законопроекты, предусматривающие одинаковые изменения в Конституцию. Согласно Основному закону, Верховная Рада в течение своих полномочий не может дважды изменять одни и те же положения главного документа государства. Поскольку второй законопроект был обозначен как неотложный, депутаты рассматривали в первую очередь его. Документ, который предусматривал одновременно ограничение неприкосновенности и депутатов, и судей отложили на неопределенный срок.
Наконец 2 июня 2016 года Верховная Рада окончательно изменила в Конституции положение о неприкосновенности судей. Теперь принятый в первом чтении законопроект об отмене депутатского иммунитета не мог быть рассмотрен. Необходимо разработать новый документ.
Игры в отмену
Иногда может показаться, что Верховная Рада с легкостью может найти 300 голосов для изменения Конституции в части депутатской неприкосновенности: трудно найти вопрос, к которому политики подходили с таким единодушием в заявлениях. Властные и оппозиционные силы поддерживают "отмена неприкосновенности".
Именно "отмена" – в своих заявлениях политики используют такую формулировку. Политолог Евгений Магда говорит, что разговоры об отказе от неприкосновенности в Украине чаще всего имеют популистский характер. Например, сейчас политики пытаются "оседлать" недовольство граждан отсутствием видимых результатов борьбы в высших эшелонах власти.
Эксперт обращает внимание: когда политики начинают говорить об отмене неприкосновенности, первое, о чем нужно думать гражданам – вопрос о политической ответственности своих избранников. Ведь многие из них обещали принять это решение несколько лет назад.
Евгений Магда отмечает, что депутатскую неприкосновенность не следует отменять при нынешних условиях – ее стоит ограничивать. В большинстве европейских стран этот институт действует. Но у них четко разделены понятия иммунитета – невозможности привлечения должностных лиц к уголовной ответственности без согласия парламента – и индемнитета – запрет преследовать чиновников за их политическую деятельность.
В Великобритании действует лишь индемнитет, во Франции и Германии – иммунитет и индемнитет. В любом случае эти механизмы призваны защищать парламентариев от возможных репрессий со стороны власти. Это утверждение ложится в основу тех политиков, которые защищают сохранение депутатской неприкосновенности в том виде, в котором она существует сейчас. Мол, у молодой украинской демократии еще сохраняется высокая вероятность использования правоохранительных органов для сведения счетов с политическими оппонентами.
Народный депутат Игорь Лапин обращает внимание на то, что это вопрос сдержек и противовесов между различными ветвями власти: снятие неприкосновенности – это еще не привлечение к уголовной ответственности, задержание или арест. Депутат имеет право доказывать свою невиновность в суде (как это произошло с Игорем Мосийчуком).
Человек может доказать свою правоту и невиновность в суде. Тогда вменяют что-то вроде – "вы про наши суды". Доля иронии в этом конечно есть, но надо говорить правду. Если граждане в украинских судах, при всех недостатках судебной системы, могут искать правду, то что мешает депутату,
– написал Игорь Лапин.
Руководитель Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин утверждает, что ограничение депутатской неприкосновенности сейчас может сделать более эффективной борьбу с коррупцией среди представителей власти. По его словам, дело не в том, что депутата невозможно привлечь к уголовной ответственности без согласия парламента. Проблема, что Закон "О статусе народного депутата" и Уголовно-процессуальный кодекс сильно ограничивают следственные действия в отношении избранников без разрешения Верховной Рады.
Сейчас парламент должен официально разрешить прослушивать народного депутата, проводить обыск у него. Какой тогда смысл его прослушивать или обыскивать?
– отмечает Виталий Шабунин.
Дата отмены иммунитета
К дискуссии о депутатской неприкосновенности недавно присоединился и Президент Украины Петр Порошенко.
"Резонансные дела, решительные шаги по борьбе с коррупцией, которые сейчас демонстрирует Генеральная прокуратура, Национальное антикоррупционное бюро, напоминают всем нам о таком анахронизме, как депутатская неприкосновенность. Соответствующий мой проект изменений в Конституцию готов. Требует он политической воли от народных депутатов – раз и на всегда уравнять себя в правах с гражданами Украины", – заявил лидер страны во время выступления на День Конституции.
Президент Петр Порошенко также заговорил об отмене неприкосновенности
Евгений Магда говорит, что ничего удивительного в такой активности Президента нет. Учитывая достижения ГПУ и НАБУ, Петр Порошенко пытается взять лидерство в ограничении неприкосновенности, склонив на свою сторону как можно большую часть общественности.
С тем, что Президент в этой ситуации играет на свой политический имидж, готовясь к президентской кампании, соглашается и политолог Владимир Фесенко. Впрочем, он не исключает, что соответствующий проект изменений в Конституцию от Петра Порошенко скоро появится в парламенте.
Виталий Шабунин не верит, что нынешняя Верховная Рада быстро ограничит депутатскую неприкосновенность.
Сделают ли они это? Точно не сделают без давления граждан. Поверьте мне: даже тысячи людей под парламентом очень правильно напоминают депутатам, кто их привел в Верховную Раду. Иначе они и дальше будут крышевать своих. Граждане требуют не наказания депутатов, а возможности честного расследования в отношении них,
– пояснил Виталий Шабунин.
Владимир Фесенко говорит, что нынешний парламент может стать именно тем, который ограничит неприкосновенность депутатов. По его словам, этот шаг сейчас выгоден если не всем политсилам Верховной Рады, то большинству. Вероятно, народные избранники с легкостью наберут 300 голосов для внесения этого изменения. Ведь оно популярно среди населения.
"Возможно, это звучит цинично, но конъюнктурно парламенту будет выгодно ограничить неприкосновенность в конце своей каденции. Тогда им точно ничего не будет угрожать. А сыграть на избирательных настроениях будет нужно", – пояснил Владимир Фесенко.
Вполне вероятно, законопроект Петра Порошенко об изменениях в Конституцию относительно ограничения депутатской неприкосновенности мы уже увидим этой осенью. В следующем году парламент может рассмотреть этот документ. Поэтому в конце 2018 – начале 2019 года Украина сможет попрощаться с иммунитетом народных депутатов.