Посреди Средиземноморья огромный сухогруз пришвартовался к крупнейшему в мире плавучему причалу для разгрузки угля. Гигантский разгрузчик расположен в заливе Искендерун на юге Турции. Угольные балкеры разгружают здесь под придирчивым наблюдением команды профессионалов.
"Суда, как правило, пришвартовываются к причалу и специальный кран их разгружает. Но в этом случае нам придется выехать к балкеру, который стал на якорь в бухте, и разгрузить его там", - рассказывает оператор платформы-разгрузчика Гарри Вейз.
Разгруженный на море уголь поставляют на теплоэлектростанцию, расположенную на берегу. Глубина гавани - всего 6 метров, это слишком мелко для современных мега-судов. Впрочем, без топлива - никуда. Эта электростанция генерирует едва не десятую часть всей энергии, потребляемой Турцией.
"Мы уже использовали практически все свои резервы. Пока причин для паники нет, однако нельзя допустить, чтобы эти запасы полностью иссякли", - говорит директор электростанции Норберт Мелчер.
Эта партия угля поступила из Южной Африки. Судно стало на якорь в нескольких милях от гавани. Разгрузчик взял курс к нему. Собственного хода платформа не имеет. Поэтому этот небольшой буксир с двигателем в 2,5 мегаватта с помощью лишь пары канатов подтянет пятитонный колос к балкеру.
Теперь его нужно стыковать с судном, однако пришвартовать 100-метровую платформу к борту корабля на воде не так просто.
Капитан разгрузчика мечется вдоль борта. Он отвечает за то, чтобы ни одно из судов не было повреждено во время операции, и чтобы стыковка прошла успешно. Чтобы должным образом разгрузить уголь, платформа должна идеально прилечь к балкеру.
"У нас есть три крана и три баржи, и их нужно разместить в должном месте. Иначе мы не сможем работать", - говорит капитан платформы-разгрузчика Лютфи Талай.
Уголь начинают разгружать той же ночью. 162 000 тонн "черного золота" загружают на значительно меньшие баржи. Осадка такого судна - всего 5 метров. Это позволяет ему подойти к электростанции с почти 10 тысячами тонн угля на борту.
"При хорошей погоде нам по силам перевезти до 40 тысяч тонн в сутки. Поэтому на то, чтобы загрузить и разгрузить 16 барж, пойдет 4 дня", - сказал оператор платформы-разгрузчика Гарри Вейз.
Такая платформа-разгрузчик угля - единственная в мире. Еще с 2003 года здесь разгружают суда из Колумбии и Южной Африки.
Нити сходятся на мостике, где команда не только руководит операцией по разгрузке, но и контролирует балластную систему. Грузовые движения кранов компенсируют специальными цистернами в корпусе разгрузчика. Трюмы постепенно пустеют, а ковши кранов больше не наполняются до края. Теперь работа - для наземной техники.
"Мы опустили в трюм экскаватор и один из бульдозеров, чтобы достать уголь из закоулков", - говорит оператор платформы-разгрузчика Гарри Вейз.
Команда уже разгрузила 150 тысяч тонн. 15 барж повезли уголь к станции. Этот рейс - последний.
"Мы называем это заметание. После всего мы проходим, если не с веником, то с лопатой, чтобы забрать максимум угля", - говорит Гарри Вейз.
Наконец, последние крошки угля забраны. Последняя баржа наполнена. Полный вперед!
16-я баржа покидает разгрузчик - и направляется к электростанции. Самую же большую в мире грузовую угольную платформу ждет еще не один балкер.