Новости из Турции – из раздела крайне неутешительных: президент страны Реджеп Тайип Эрдоган победил на референдуме и теперь официально получает практически ничем не ограниченную диктаторскую власть в своем государстве.
51,7% турецких избирателей (по предварительным подсчетам) позволили ему, как говорится, "делать все, что его левая нога захочет". Оппозиция, правда, обвиняет президента в подтасовке результатов и требует пересчитать по меньшей мере 60% поданных бюллетеней, однако у Эрдогана и без того достаточно власти, чтобы подавить любые протесты.
"Достиг я высшей власти"
Как же может турецкий президент распорядиться своими новыми, неограниченными полномочиями?
Следует четко понимать, что вся эта история референдумом не заканчивается, а только начинается. Турцию ждет много изменений – в первую очередь, скорее всего, реформа избирательного закона. Многие законы придется менять или адаптировать, чтобы диктатура смогла "пройти" – подобное в мире случалось уже не раз, "демонтаж" демократии не является чем-то неизвестным в истории. Кроме того, никуда не делись ни текущие турецкие проблемы, ни вызовы, как внутри, так и внешнеполитические, а также экономические. Все это как-то придется решать.
Скажем, во внешней политике не следует ожидать, что, мол, диктаторская отныне Турция разорвет, как грозился Эрдоган, связи с Европой, покинет НАТО и заведет дружбу, скажем, с Тегераном или Москвой. Отказаться от европейских денег и натовской поддержки было бы, наверное, просто смертельно для Анкары.
Так же, как и дружить с Путиным, даром подставляясь под удар ради его "супердергосударственных" амбиций – вообще, диктаторы любых стран не очень умеют дружить между собой, потому что считают себя выше партнеров – даже союзники во Второй Мировой войне, Гитлер с Муссолини, все время подсиживали друг друга, вмешивались в важные собственные дела партнера и ломали друг другу планы.
Поэтому, скажем, той же Украине со стороны Турции нечего бояться – по крайней мере, некоторое время. Правда, диктаторы – люди крайне непредсказуемые и нельзя точно сказать, что родится у них в голове позже, но пока ни для Украины, ни для Европы в целом ничего не меняется.
По внутренней политике – это партия Эрдогана, АКР, еще несколько лет назад составила собственную программу развития страны до 2023 года – то есть, к 100-летнему юбилею республики – и зафиксировала в ней политические и экономические цели, поэтому Эрдогану придется изрядно попотеть, чтобы иметь, учитывая текущую ситуацию, хоть какой-то шанс их достичь.
Так почему же этот референдум был таким важным для турецкого президента? Ведь у него, как у главы государства, уже есть весьма широкие полномочия. Оппозицию подавляют, многие политики-курды попали в тюрьму. Однако, есть сразу несколько причин, почему Эрдоган предоставил референдуму такое значение.
Во-первых, уже после своего избрания на пост президента летом 2014 года, он пересек конституционную границу тем, что взял на себя много руководящих полномочий, которые, согласно Конституции, принадлежат премьеру и правительству. Кроме того, президент должен покинуть ряды своей партии и оставаться нейтральным по отношению к любой политической борьбе. Это правило он также систематически и сознательно нарушал. Все это делает его уязвимым – состояние, которое он вынужден преодолеть тем, что легитимизирует свои нарушения, превратив их в свои права через референдум.
Читайте также: Эрдоган будет лишь усиливать репрессии против несогласных после результатов референдума
Во-вторых же, и президентская система правления, которую фактически уже ввел у себя в стране Эрдоган, остается "на поверхности" исключительно до тех пор, пока его партия удерживает абсолютное большинство в парламенте и формирует правительство. В случае коалиционного правления или, если другая партия самостоятельно придет к власти (правда, сейчас это практически невозможно) – Эрдогану пришлось бы уходить. Июньские выборов 2015 года показали, что абсолютное большинство для ердогановых исламистов-консерваторов отнюдь не гарантировано, поэтому президентское кресло до сих пор не было достаточно устойчивым под "султаном".
Таким образом, изменения в Конституции понадобились Эрдогану в качестве гарантии удержания власти, если его партия проиграет следующие выборы или хотя бы не удержит абсолютное большинство. Учитывая его популярность среди турок и прошлые победы, следует предположить, что Эрдоган станет первым, кого изберут на пост президента новой республики.
Это означает, что исполнительная власть останется теперь в его руках в любом случае – даже если АКР не получит абсолютного большинства. Правда, это все равно сделает его слабее, но, теоретически – он сможет удерживать правление до 2029 года, а при определенных условиях – даже где-то до 2034-го.
Старые грабли
Впрочем, речь идет не только о содержании власти, но и о ее расширении. Это не очень заметно по сравнению с текущей ситуацией (Эрдоган уже сейчас контролирует АКР, премьер-министра и парламентское большинство). Важным является тот факт, что он получил так называемое "право декрета" (издание приказов, которые имеют силу закона) и право назначать большинство членов Высшего совета судей (аналог Конституционного суда) и прокуроров.
Сам он аргументировал свое желание получить дополнительные права необходимостью поддерживать политическую стабильность. И действительно – президентская система, которую он предложил, обеспечивает стабильность исполнительной власти. Краткосрочные коалиции, которые сменяли друг друга в Турции в течение двадцати с лишним лет, с 1970 по 1990-е годы, должны окончательно уйти в прошлое. Но означает ли стабильная исполнительная власть стабильность в целом – это большой вопрос. До сих пор ни Гитлер, ни Путин, обеспечив себе "вертикаль власти", не обеспечили стабильности своим странам.
Факт заключается в том, что АКР и Эрдоган много лет форсируют нарратив "новая Турция". Эта "новая Турция" получает новую модель правления ... в европейской истории – весьма-таки старую, известную и, откровенно говоря – не очень успешную. Внутриполитическая ситуация в стране из-за референдума сложилась просто ужасная – он очень разделил турок, что можно увидеть уже из такой крайне малой разницы между "да" и "нет" – менее двух процентов. И этот раскол после референдума никуда не денется – он будет только расти.
Напомним, ЦИК Турции подсчитала 100% голосов на референдуме. "За" изменения в основной закон проголосовали 51,41%, "против" – 48,59%.