Свои мнения они высказали в ходе круглого стола "Развитие судостроения и судоходства в Украине", организованного межфракционным объединением "За развитие рек Украины", сообщает Цензор.

Законопроект 2475а, в поддержку которого выступает министерство, предполагает внедрение целого ряда новшеств, усложняющих работу бизнеса и делающих реки непривлекательными для инвестиций в речной транспорт. В частности, по данным издания, законопроектом предусмотрено создание нового госпредприятия "Администрация внутренних водных путей Украины", которое будет наделено функциями органа власти и будет финансироваться за счет грузоотправителей, судовладельцев и пассажиров, подпитывая коррупцию и снижая конкурентоспособность речного перед другими видами транспорта.

Кроме того, предусмотрено введение в обход Налогового кодекса квазиналога — речного сбора, аналогов которого нет не только в ЕС, но и в других странах цивилизованного мира с развитым речным транспортом. При этом не объясняется, почему ремонт не выполняют уже сейчас за счет уже существующих сборов, размер которых не меньше речного.

Также предполагается упразднение контроля государства за допуском и деятельностью на внутренних водных путях судов под флагами других государств. Это создаст угрозу национальным речным перевозкам из-за неравноправных конкурентных условий. "Вместо того, чтобы сделать наш украинский флаг привлекательным (упростить регистрацию, налоги и т. д.), реформаторы решили его уничтожить: все, кто еще остался и работает под украинским флагом, поменяют его на оффшорные, тем самым легализировав офшоры на территории Украины!", — пишет автор материала.

По словам генерального директора ассоциации "Всеукраинское объединение крюинговых компаний" Вячеслава Кисловского, то, что предлагает господин министр, — это "позавчерашний день".

"Предлагают создать очередную монопольную структуру, как "Укрпорт". Что он делает? Он собирает портовые сборы себе. Целевые! Которые должны использоваться для строительства каналов, поддержания судоходства, а эти деньги идут даже не в бюджет Украины, а на зарплату чиновникам (прим. автора – из разных источников можно узнать, что планируется создание структуры с численностью до 500 работников). Это неправильно. Нужно менять подходы. Никакая вновь созданная госструктура проблему не решит. Решат ее только частные инвесторы. Поэтому речные сборы станут только очередной площадкой для коррупции", — считает В. Кисловский.

О привлекательности для инвесторов говорил также председатель Николаевской ОГА Алексей Савченко. "Надо менять налоги, надо менять сборы. Если бы я к себе приглашал инвестора и имел возможность влиять на налоги, я бы ему сказал: "Работайте, пожалуйста, бесплатно три года, четыре или пять", — сказал он. Губернатор Николаевщины также уверен в том, что Администрация внутренних водных путей Украины – лишний орган, что подтверждает существование Администрации морских портов. "АМПУ ничего не сделала, кроме того, что все деньги, которые собирает с Николаевщины, оставляет в Одессу и делает там углубительные работы и так далее. … сегодня Николаевщина из-за нее неконкурентоспособна. Это большая проблема. Любое судно, которое сегодня входит в порты Николаева, должно платить в семь раз больше, чем в других странах", — подчеркнул А. Савченко.

Поддержал коллегу и глава Херсонской ОГА Андрей Гордеев. "Вы говорите о речном сборе, как о выходе из ситуации. Что ЕБРР и Всемирный банк дадут кредит на любые работы... А как этот речной сбор повлияет на судостроительные компании? Заказы за счет чего появятся? Из того, что мы дополнительно кого-то "обилетим"? Нет. Вы собираете из наших — херсонских и николаевских портов – деньги в АМПУ и не возвращаете никак в нашу инфраструктуру. Речной сбор — не панацея. Он сегодня нам не даст тот бум активности, который мы все заслуживаем географически", — уверен губернатор.

Городской голова г. Вознесенск Виталий Луков поделился с присутствующими опытом того, как всего год возобновления судоходства по Южному Бугу сказался на развитии района и города. "4500 пассажиров и 300 000 тонн — это якобы сухие цифры, но это 30 000 автомобилей по 20 тонн, и это десятая часть машин вообще всех вместе, которые проезжают через город ежемесячно. Это говорит о том, как для маленького города важна сегодняшняя тема. Показывали нам успешные страны по речным перевозкам. Спишите их закон. Я не думаю, что они с вас за это возьмут деньги. Спишите успех и дайте нам жить здесь на местах", — призвал он законодателей.

По мнению президента Ассоциации судостроителей Украины "Укрсудпром" Виктора Лисицкого, законопроект Мининфраструктуры не учитывает интересы национального производителя. "Самая богатая страна мира США имеет спецрегулирование на своих реках. На Миссисипи нет ни одного судна не под американским флагом. Те, кто хоть немножко знаком с кораблестроением, знает, что даже в небольшом судне можно так запаковать взрывчатку Днепр должен быть для украинских судов. Суда должны быть укомплектованы украинскими экипажами. И тогда нашим потомкам не придется спасать Днепрогэс от диверсий", — отметил В. Лисицкий.

О рисках допуска иностранных судов в украинские воды говорил и декан факультета эксплуатации технических систем на водном транспорте Государственного университета инфраструктуры и технологий Александр Семин. "Когда открыли канал Рейн-Майн-Дунай, Дунайская комиссия допустила все флаги на реку Дунай. Это привело к тому, что абсолютно все украинские судовладельцы, работающие на Дунае, ушли под флаги — под Молдову, под Россию и т. д. На сегодняшний день в Измаиле под флагом Украины работает только национальное Дунайское пароходство. Поэтому, как только откроется Днепр, все днепровские судовладельцы уйдут под другие флаги, в том числе и российские. Второй момент. Даже если Днепр откроется для иностранных флагов, к росту грузопотока это вряд ли приведет, потому что существуют серьезные технические ограничения для работы европейских судов по Днепру", — считает он.