Мы работаем с тренажерами уже много лет: наши первые разработки для ВСУ были сделаны еще до полномасштабного вторжения, а во время большой войны эти системы стали не инновацией, а критической потребностью. Симуляторы – это системный инструмент, учитывающий методику обучения, реалистичную баллистику, человеческий фактор и риск-менеджмент, обеспечивая качественную и безопасную подготовку. И именно это мы должны объяснять обществу. Далее читайте в эксклюзивной колонке для 24 Канала.

Заметьте КАБы несут смерть и разрушения: что это за оружие и почему долетают уже до Одесской и Полтавской областей

Четкая граница: развлечение vs инструмент подготовки бойцов

Игра дает право на ошибку. Здесь есть кнопка "reset", можно загрузить чекпойнт, попробовать еще раз. Боевая реальность не позволяет такого механизма. В игре ты учишься развлекаться; в симуляторе – отрабатываешь поведение, которое должно быть автоматическим в критическом моменте.

Поэтому первое правило разработчика и инструктора – четко отделять игровую логику от военной методологии. Нельзя брать геймерские принципы и переносить их в подготовку. Иначе мы рискуем сформировать привычку надеяться на возможность начать заново, что в бою может стоить жизни.

При этом стоит признать: многие навыки, выработанные в киберспорте, полезны, например: внимание, многозадачность, реакция на визуальные сигналы. Проблема в другом: эти навыки требуют перекодировки под военную методику, алгоритмы безопасности, логику, где ошибка не имеет кнопки отката.

Итак, геймерский бэкграунд дает стартовое техническое преимущество определенным специалистам (например, операторам дронов), но сам по себе он не заменяет профессиональную методику и военную подготовку.

Почему симуляторы – это операционная необходимость

Война теперь – не противостояние пехоты против пехоты. Это сочетание: снайперы, ПТРК, ПЗРК, FPV-дроны, разведывательные системы, системы ПВО, цифровые коммуникации, РЭБ. Каждый из этих элементов создает отдельный набор навыков, которыми надо быстро и эффективно овладеть.

Обучение с реальными боеприпасами – это крайне затратно и логистически сложно. Один выстрел современного ПТРК или ПЗРК может стоить от десятков до сотен тысяч долларов. На полигоне также есть риск атак, логистические ограничения, время на подготовку и физическая безопасность личного состава.

Симуляторы позволяют:

  • отрабатывать сотни сценариев без затрат боеприпасов;
  • моделировать погоду, препятствия, отказы систем;
  • синхронизировать подразделение в виртуальном пространстве;
  • быстро превращать результат тренировки в цифры и аналитику.

У нас стоит задача подготовить десятки – сотни тысяч людей за сжатые сроки. Традиционная модель обучения не масштабируется так быстро и просто. Мобильные VR-комплексы, которые можно развернуть за 15 – 20 минут в любом месте (от базы до укрытия), дают возможность проводить параллельные циклы обучения без концентрирования людей и материалов.

Украина – не просто участник тренда, а потенциальный лидер

Почему у нас есть преимущество? Дело в сочетании трех факторов.

Во-первых, это реальный боевой опыт. Мы тестируем системы в условиях, где они нужны именно здесь и сейчас. Обратная связь очень быстрая – это ускоряет цикл R&D.

Во-вторых, культурный бэкграунд. Высокая популярность игр и киберспорта формирует пул молодых специалистов, которым проще адаптироваться к VR/AR-интерфейсам.

В-третьих, экосистема стартапов и государственных инициатив. Дия.City, Defence City и подобные механизмы создают выгодные условия для инвестирования в defense-tech.

Через 5 – 10 лет учебные центры мира будут организованы иначе: первые этапы – цифровые, промежуточные – смешанные, финальные – полигонные. При этом основную массу базовых навыков бойцы будут получать в виртуальных или гибридных средах. Это позволит сокращать цикл подготовки, повышать качество и оперативно адаптировать системы под новые виды вооружения.

Для Украины это – возможность. Если мы правильно построим экосистему, мы сможем не только защитить свою страну, но и предложить миру рабочие решения.

Не игра, а инвестиция в жизнь

Киберспорт дал человечеству инструменты быстрого мышления и реакции. Наша задача – трансформировать эти инструменты в военную методику, где каждый элемент – от макета оружия до AI-модуля – направлен на одну вещь: сохранение жизни и повышение эффективности во время боевых действий.

Мы не строим игру. Мы создаем инструмент, который имеет одну цель – сделать наших бойцов подготовленными. В ближайшие годы именно симуляторы станут той базой, вокруг которой будут построены новые стандарты военного образования.