Украинские мобильные операторы - "Vodafone Украина", "Лайфселл", "Киевстар" и "Укртелеком" – подписали Меморандум о создании Всеукраинской платформы для телекомблаготворительности. Этот тип благотворительности в Украине через смс или голосовое сообщение с мобильного телефона теперь узаконен.
Без налогов
Почти 4 года. Именно столько времени ушло на то, чтобы создать телекоммуникационную благотворительную платформу. Первый этап и самый сложный – изменение законодавста, рассказывает директор Украинского форума благотворителей Анна Гулевская-Черныш. Ведь одним из главных препятствий массовой смс-благотворительности в Украине были налоги – 45% с каждой перечисленной на благотворительность гривны. Благотворительные смс облагались на уровне коммерческой услуги (27,5% рассчитывается как НДС и в Пенсионный фонд). Сейчас, после принятия законов, благотворительные сообщение освобождаются от налогов.
Кроме того, отмечает Гулевская-Черныш, в одном законе не было даже определения, что такое благотворительное текстовое или голосовое сообщение.
6 октября 2016 Верховная Рада Украины приняла законопроекты №2297 и 3467 об смс-благотворительности в Украине. 3 ноября 2016 – законопроекты были подписаны президентом Украины.
Второй этап – создание самого механизма телекомблаготворительности в Украине.
Две модели
По словам Анны Гулевской-Черныш, в мире существует две модели с которыми может работать телекоммуникационная благотворительность.
Первая – когда каждый оператор индивидуально создает так называемый Департамент, который общается с благотворительными организациями и по своему усмотрению выдает номера или кодовые слова той или иной организации, которая начинает собирать средства. Соответственно, благотворительная организация должна с каждым мобильным оператором заключить договор и получить эту услугу. Однако такая модель, отмечает Гулевская-Черныш, уже несколько устарела.
В противовес ей существует более новая и современная – когда мобильные операторы объединяются. То есть не каждый работает сам на себя, а создается единая платформа, позволяет благотворительным организациям работать одновременно со всеми присутствующими на рынке операторами. К тому же, такая платформа является инструментом, помогающим освещать отчеты и результаты фондов, на что были потрачены собранные средства.
По подсчетам Украинского форума благотворителей, эта модель телекомблагодийности работает почти двух десятках стран.
Одна минута – одна копейка на благотворительность
По мнению директора ОАО "Укртелеком" Юрия Курмаза, телекоммуникационная платформа будет способствовать тому, что привлечение средств для благотворительных целей будет прозрачным и эффективным. Все средства, говорит Курмаз, которые будут собраны на этой платформе, будут идти на благотворительность.
Похожего мнения и президент ЗАО "Киевстар" Петр Чернышов. Самое главное, считает он, что операторы смогут собирать деньги в больших объемах. Например, клиент желает, чтобы с каждой оговорены минуты одна копейка шла на благотворительность. В конце месяца - смс-отчетность.
Если в среднем абонемент выговаривает 250 минут в месяц – это 2,5 гривны. Если это умножить на наши примерно 26 миллионов абонентов – конечно, не все подпишутся, но суммы получаются довольно большие,
– подчеркивает Чернышов.
Это увеличит и упростит, добавляет он, процесс благотворительности в Украине.
Не все так просто
Однако, замечает директор Украинского форума благотворителей, несмотря на то, что Меморандум о создании телекомблагодийности подписан, впереди еще много работы. Полноценно запустить смс-благотворительность пока не дают три вызова.
Первый – нет нормативных актов Кабмина. В том числе, о выделении коротких номеров, на которые будут собираться текстовые и голосовые благотворительные пожертвования. Проблема №2 – отсутствие программного обеспечения для платформы. Третий вызов – пока нет четких критериев и видение, как платформа будет работать.
Предварительно была договоренность, отмечает Гулевская-Черныш, о создании рабочей группы, произведет по крайней мере базовые принципы и видение, которые в дальнейшем будут обсуждаться в благотворительном общественном секторе.
Мошенники и финансирования
Есть еще нюансы. Главная задача телекомблагодийнои платформы – минимизировать доступ мошенников к пользованию этими услугами, объясняет директор Украинского форума благотворителей. Однако, при условии Верховной Рады, такая платформа доступна не только для благотворительных, но и для общественных организаций, музеев, больниц, школ, детских садов, то есть для всех государственных неприбыльных организаций и общин. Потом опять возникают вопросы: как не дать мошенникам воспользоваться этим инструментом? И как платформа будет финансироваться?
По мнению Ирины Литовченко, основателей благотворительного фонд "Таблеточки", для финансирования фонды не должны брать деньги из средств, которые собирают. Брать комиссию из благотворителей, говорит она, неправильно. Следует искать другие пути.
В то же время президент фонда "Залог" Наталья Онипко считает, что есть сомнения относительно того, что благотворительные фонды не должны совсем оплачивать эту услугу. Онипко не согласена, что платформа будет работать бесплатно. Каждый фонд имеет свои издержки в рамках закона – это 20%, отмечает она, поэтому можно выделять какую-то часть на оплату, чтобы платформа работала.
Если люди увидят, что 5-10% от пожертвованных денег пойдет не на благотворительность, отмечает Виталий Дейнега, волонтер, основатель фонда "Вернись живым", они их просто не дадут. О комиссии, считает он, стоит забыть сразу. Иначе эта платформа от 100% будет собирать только 10%.
По решению проблемы "мошенников на платформе благотворительности", эксперты отмечают: фонды, которые будут участниками телекомблагодийности, должны предоставлять налоговые отчеты и аудиты. Или, как вариант, мобильным операторам предстоит создать определенный орган, в котором будет работать несколько человек, которые будут получать зарплату и отвечать за то, какие проекты получают доступ к платформе.
Отметим, что мобильные операторы не получают прибыли от администрирования благотворительных смс.
Что имеем?
Однозначно, успехом является то, что даже бизнес объединился ради доброго дела и первый шаг – подписание Меморандум о создании платформы для телекомблагодийности – мобильными операторами сделано. На законодательном уровне большинство преград также преодолены. Однако многие моменты пока не решено, в частности, тот же механизм сбора средств, страхования платформы от мошенников, отсутствие программного обеспечения четкого видения, как платформа будет работать в целом.
В то же время ее разработчики надеются, что вместе с благотворительным сектором, общественностью, мобильными операторами, они размотайте этот клубок и вскоре в Украине заработает единая общая платформа, которая дает возможность собирать благотворительные пожертвования через смс и звонки с мобильного всем тем, кто в этом нуждается. Ведь, что важно, благотворительные смс позволяют быстро собирать большие суммы в кризисных ситуациях.
Читайте также: Кому верить, а кому нет: как не стать жертвой псевдоблаготворителей