Об этом 24 канала рассказал народный депутат Александр Черненко.
Как уменьшить уровень подкупа в материале: Выборы и подкуп: как уменьшить уровень коррупции на выборах парламента?
Как отмечает специалист по избирательному праву, есть общие стандарты, сформулированы в соответствующих документах международных инстанций – ПАСЕ и ОБСЕ. Закон должен обеспечивать проведение честных, справедливых, открытых, равных, безопасных и демократических выборов. В общем Избирательный кодекс получил высокую оценку европейских экспертов. Правда, десять лет назад, когда был написан.
Впрочем, по словам эксперта, со стороны международных организаций есть определенные замечания относительно избирательного законодательства. Как отмечает Александр Черненко, относительно самого Избирательного кодекса, как и к действующему закону о выборах парламента – по смешанной системе – мало критики. Все оценки наблюдателей ОБСЕ касаются не норм закона, а практики.
"Международные организации упрекают в том, что партии могут заменить членов избиркомов за несколько дней до выборов. По мнению ОБСЕ, это не способствует устойчивости работы комиссии. Однако в Украине часто членов комиссий перекупают, и вполне понятно желание партии их отозвать. Замечания ОБСЕ логические с точки зрения общих стандартов, но могут быть вредными для украинских реалиях", – отмечает Черненко.
То же самое касается замечания о голосовании временно перемещенных лиц и тех, кто не может проголосовать по месту регистрации.
Европейцы нам советуют максимально упростить процедуру для тех, кто в день голосования не находится по месту постоянного проживания. Согласно избирательному законодательству разрешено голосовать не по месту регистрации. Но надо пройти ряд процедур. Европейцы считают, что это очень сложно. Но украинская практика показывает, что такое упрощение приведет к тому, что автобусы с избирателями будут ездить из одного округа в другой, фальсифицируя результаты,
– говорит народный депутат.
Кроме того, в Европе критикуют Избирательный кодекс за чрезмерную зарегламентированность, объемность. Для международных организаций, отмечает Черненко, это слишком большой документ, где подробно все прописано. В европейских странах законодательство о выборах тоненькое – декларативное, где описаны общие принципы. А процедура свободна. Но у них другие политические традиции. Если бы у нас были развить демократические традиции и политическая культура, отмечает парламентарий, то эти нормы работали. А так ищут лазейки в законе.
Напомним, в ноябре 2017 депутаты Верховной Рады в первом чтении поддержали проект Избирательного кодекса. За соответствующее решение проголосовали 226 нардепов. Проектом предлагается система региональных открытых списков. В каждом округе партии выдвигают свои списки, избиратель обязательно голосует за одну из этих партий и по желанию за кого из кандидатов, которых партия выдвинула именно в этом регионе.
6 сентября возле Верховной Рады Украины состоялась акция протеста "Нет выборам по закону Януковича". Участники митинга требуют принятия нового Избирательного кодекса. Среди участников представители различных политических партий и общественных движений. В частности, "Самопомочи", "Свободы", "Движения новых сил", "Национального корпуса", "Сила людей", общественного движения "Честно" и "Волна". Как известно, осенью 2019 году в Украине должны состояться выборы в Верховную Раду Украины.
Что изменит голосование по открытым спискам?
На выборах в парламент человек сможет выбрать из списка партии того кандидата, который ему нравится больше всего. Таким образом устраняется возможность покупка места в списках, ведь люди будут формировать его, а не партийные руководители.