Те, кто побывал здесь в этом году говорят, что это чрезвычайное место силы. А еще отмечают, что здесь красиво, комфортно и современно.

Над сохранением памятника работает команда заповедника "Тустань". Именно эта команда обустраивает пространство и заботится о гармонии истории и современности. Здесь работают над сохранением агроландшафта, аутентичного вида бойковского села и одновременно над привлечением современной архитектуры. О пространстве, формирующемся вокруг Тустани, мы пообщались с директором заповедника "Тустань" Андреем Котлярчуком, а также с авторами архитектурного проекта туристической инфраструктуры в долине под скалами Андреем Беляевым и Маркияном Максимюком.

– До недавнего времени заповедник занимался только крепостью и княжеским периодом нашей истории. Почему заинтересовались бойковским наследием?

Андрей Котлярчук: На самом Деле, это надо делать не только в Урыче, но и во всех Карпатах и в любом курортном городке или селе Украины. Потому что каждая часть нашей страны имела свой ландшафт, свои архитектурные традиции. Если где-то в Европе, в Альпах или даже в ближних Польше, Словакии есть такая практика сохранения культурного ландшафта, то в Украине этим, в принципе, никто не занимается. Мы, заповедник "Тустань", – первопроходцы.

Развитие Урыча сильно влияет на развитие Тустани и без сохранения наследия села невозможно презентовать должным образом Тустань. Архитектура Урыча – это первое, что видит турист, проезжая к скалам. Он не слышит пения, не видит вышиванок, традиций и народных ремесел, даже еще не встретив ни одного человека, он наталкивается взглядом на дом. Поэтому это настолько важно для нас, потому что в отличие от простых музеев, которые демонстрируют свое наследие в помещениях, мы представляем его под открытым небом. И у нас нет четкой границы: вот вы зашли на территорию, а все, что за пределами, нас не интересует. Нет, той границы не существует.

Поэтому столь важна архитектура и также агроландшафт, который формировался веками, вследствие деятельности человека, когда люди обрабатывали поля, склоны, вырубала леса. Это тоже культурное наследие. И это тоже является предметом нашей охраны, кроме самих изб.

– Я так понимаю, что стоит спешить с сохранением хижин, потому что деревянные здания – не слишком долговечны? Как это практически сделать?

Андрей Котлярчук: Аутентичных деревянных домов в селе становится все меньше. Когда мы начинали работать с этим наследием, их было значительно больше, но с каждым днем они исчезают. Для того чтобы сохранить сами здания физически, их надо либо внести в реестр памятников архитектуры, либо их должен выкупить кто-то, кто пообещает их не разбирать. Но, как правило, эти дома являются частной собственностью местных людей или тех, кого мы не знаем.

Но даже если их не удастся спасти, наша цель – сделать так, чтобы то, что будет появляться взамен оставалось в аутентичном стиле: в силуэте, цвете, форме крыш. Чтобы турист, который смотрит на долину сверху, со скал, видел примерно то, что можно было увидеть 100-200 лет назад. Хотя дома будут из современных материалов, но издалека цветами, фактурами можно передать те традиции.

– Что уже удалось сделать?

Андрей Котлярчук: Мы провели очень основательное исследование архитектуры Урыча. Во время экспедиции зафиксировали фактически каждый дом в селе, инвентаризировали все архитектурные элементы декора. То, что не дошло до наших дней, мы изучали по литературе и научным архивам. Нас интересовало, что здесь могло быть раньше. Например, мы доподлинно знаем по фотографиям, что в Урыче, пока не появился шифер и бляха, крыши перекрывали соломой.

На основе этих исследований, специалисты разработали правила застройки. Этот текстовый документ четко прописывает все пункты: какие должны быть стены, окна, пропорции, в каком диапазоне может быть высота здания, какая должна быть длина и ширина дома, какие цвета допустимы для крыш, а какие нет.

Правила застройки ни в коем случае не требуют, чтобы люди крыли крыши соломой, но рекомендуют, какие материалы издалека больше напоминают солому или гонт. Соответственно, есть перечень современных материалов, которые являются допустимыми и перечень нежелательных. Мы понимаем, что в идеале это очень удорожает строительство, поэтому допускаем более дешевые материалы. Но когда вы выбираете между цветом: будет ли крыша синей или серой, то дополнительных расходов вы не несете.

Также совместно с общиной села по инициативе заповедника разработан генеральный план села, по которому все здания, что там будут строить, будут в традиционном стиле и не будут доминировать над главной достопримечательностью – крепостью Тустань. И этот проект уже применяют. К примеру, частные предприниматели построили корчму в народном стиле. Также открыто агроусадьбу "Дом Солнца", где хозяин сохранил бойковский деревянный дом, но внутри приспособил его к современным потребностям.

Кроме того, в 2019 году обустроили "Торжище", где туристы могут отдохнуть, пообедать и купить сувениры. Для этого построены беседки в легких каркасных формах, которые не выбиваются из ландшафта и не портят вид на долину при взгляде из крепости. Над разработкой архитектурного проекта инфраструктуры работал архитектор Андрей Беляев.

– Почему вы остановились на современной архитектуре и что самое важное для реализации таких проектов?

Андрей Беляев: Сервисно-рекреационную инфраструктуру в долине Урыч-Тустань мы проектировали без привязки к какому-то архитектурному стилю. Поскольку на этом месте никогда не было ни бойковского села, ни средневековой застройки, то решили, что там подойдет нейтральная современная архитектура. Речь шла о том, чтобы вписать архитектуру и функции в преимущественно природную среду, а также о минимальном вмешательстве в ландшафт и максимальном сохранении зеленых насаждений. Важно также было сформировать пространственное "обрамление" для места с живой, обитаемой атмосферой. Ведь среди природы люди нуждаются в этом комфортном, безопасном, уютном прибежище среди "себе подобных". Умный (скромный) бюджет реализации обусловил применение модульного принципа, когда все павильоны, не зависимо от размера, "набираются" из определенного количества базовых модулей.

Мы также пытались всячески отойти от применения материалов и форм, ассоциирующихся с городской, урбанистической средой, вместо этого использовали местные материалы. Отсюда – дорожки из гравийного отсева, дерево. У нас вообще не возникало мыслей – подражать традиционной бойковской или гипотетической архитектуре средневековой крепости. Ведь архитектура, по нашему убеждению, должна говорить о своем времени, о своем назначении. Должна быть честной. Потому что таким образом, на контрасте, мы подчеркиваем характерные особенности новой и исторической архитектуры.

Проект предусматривает и дизайн ландшафтной среды на "Торговице", возле касс и прилегающих территориях. Над разработкой концепции ландшафтного дизайна в Тустани работал архитектор Маркиян Максимюк.

– Какие новые подходы были использованы в реализации проекта?

Маркиян Максимюк: основные принципы, которые заложены в это видение – это минимальное вмешательство в существующий ландшафт. То есть, чтобы мы не приносили туда ощущение рукотворности, а были подчинены той природе и тому контексту, который там есть. Поэтому мы предусмотрели, что будут использованы в благоустройстве такие материалы, которые характерны для этой местности. Например, камень. Если мы имеем там скалы, песчаники, то туда не стоит приносить гранитные или бетонные вещи. Есть определенные особенности в развитии этого участка, потому что там есть несколько игроков: заповедник, частные предприниматели и государственные структуры, которые прокладывают дорогу. Поэтому надо с ними всеми коммуницировать и искать общие решения.

Над проектом работают дендрологи. Например, на территории фуд-корта высадили саженцы, но пытались подобрать те, которые характерны для той местности. Растения брали из рассадников, это также важно, чтобы не разрушать сложившиеся среды, то есть не идти в лес и не выкапывать то, что уже там прижилось, ибо это был бы не совсем корректный подход с точки зрения экологии и дендрологии. Мы и это учитываем.

Материал подготовлен в рамках проекта: "Коммуникационная кампания "Культурное наследие для устойчивого развития", финансируется в рамках программы "Сети и аудитории" при поддержке Украинского культурного фонда.

Автор Маричка Крыжановская