Верховная Рада на заседании в пятницу, 10 сентября, планирует принять два законопроекта, которые могут полностью остановить доставку международных посылок в Украину. Этими законами народные депутаты обяжут почтовых операторов собирать копии паспортов и идентификационных кодов у граждан, получающих посылки из-за рубежа. Операторы уже выступили против такой инициативы, аргументируя это тем, что не имеют возможности и ресурсов для таких нововведений.

Верховная Рада планирует рассмотреть законопроекты №4279/4278 на очередном заседании уже сегодня, 9 сентября. Главная мотивация законотворцев – остановить контрабанду в Украине. Против принятия этих законов выступили крупнейшие почтовые операторы Украины – Meest Group, АО "Укрпочта", DHL Express Украина и Nova Poshta Global.

"Требование всем операторам международной доставки запрашивать у получателя номер паспорта или идентификационного кода каждый раз во время вручения посылки, чтобы потом передавать эту информацию на таможню, не решит задачу борьбы с контрабандой. В грузоперевозках всех типов товаров на международные отправления почтовых операторов и экспресс-операторов (заказ физ. лиц) по весу приходится лишь около 2%. Эти посылки досматривают через рентгены на таможне, и количество задержанных посылок очень маленькое. Примерно 98% – это не посылочный формат. Именно там сосредоточены контрабандные перевозки", – заявили агентству "Интерфакс-Украина" в пресс-службе "Укрпочты".

Первыми, кто пострадают от принятия этих двух законопроектов, будут клиенты-украинцы, которые заказывают на международных онлайн-площадках товары для личного пользования.

Они не смогут получать посылки через абонентские ящики в своих домах или почтоматы. В отделениях увеличатся очереди, так как увеличится время выдачи конкретного заказа. Фактически система доставки будет парализована по всей стране у всех операторов доставки как почты, так и экспресс-грузов,
– отметили в "Укрпочте".

Кроме того, по мнению "Укрпочты", введение подобных жестких правил приведет к тому, что Украина перестанет быть привлекательным рынком для международных e-commerce компаний.

"Укрпочта" добавляет, что до сих пор украинские операторы почтовой связи, как и их европейские коллеги, не собирали копий паспортов и ИНН, потому что это является нарушением прав граждан.

Только страны Евроазиатского союза (РФ, Казахстан, Беларусь) ввели такую практику. Учитывая проевропейский курс развития Украины, было бы целесообразно использовать опыт цивилизованных стран в вопросах пересылки и вручения международных почтовых и экспресс-отправлений,
– говорится в заявлении Государственного почтового оператора.

Представители почтово-логистического рынка отмечают, что законопроекты №4279/4278, до появления этой правки, считались весьма прогрессивными, поскольку предусматривали переход на современные технологии таможенного оформления посылок.

Однако, по мнению рынка, эта правка возвращает Украину в ситуацию жесткого контроля и фактически "ставит крест" на ускорении доставки.

"Те, кто придумывал эту норму, банально не понимают, как работает международная экспресс доставка и индустрия e-commerce. Когда вы покупаете товар на AliExpress или Amazon, у вас не запрашивают копию паспорта или идентификационный код, потому что это незаконно. Кроме того, сейчас ни одна логистическая компания в Украине не готова ни к сбору, ни к верификации таких данных. Это невозможно сделать ни технически, ни физически", – заявил в комментарии агентству "Интерфакс-Украина" директор Nova Poshta Global Юрий Беневитский.

По его мнению, введение этой нормы остановит индустрию международной экспресс доставки в Украине и создаст коллапс в отрасли.

"Очень быстро накопится критическое количество грузов, которое мы просто не сможем обработать и выдать клиентам. Эта норма просто отбирает возможность у украинцев покупать на международных e-commerce площадках", – подчеркнул Беневитский.

Это повлечет операционный коллапс в почтово-логистических компаниях и задержки по доставке посылок нашим клиентам, а также массовое возвращение товаров и компенсации за не посылки.
Заявленная цель новой нормы - борьба с контрабандой. Однако всем хорошо известно, что через границу организовано происходит перемещение товаров в десятки раз больше. Нужно усиливать контроль над контрабандой коммерческих компаний, а не контролировать простых жителей, которые хотят покупать качественные вещи по более дешевой цене за границей,
– сказал Василий Журавель, CEO Meest International.

В свою очередь, генеральный директор DHL Express в Украине Вадим Сидорук отметил, что сейчас у компании DHL нет кодов ИНН в товаро-сопроводительных документах.

"Весь груз, начиная с нуля, нам придется помещать на таможенный склад, связываться с каждым получателем и просить прислать нам его код ИНН. Это приведет к очень большой задержке в оформлении, увеличении сроков доставки грузов нашим клиентам, необходимости увеличивать размеры таможенных складов и существенный набор дополнительного персонала", – заявил он агентству "Интерфакс-Украина".