Кто бы мог подумать, что все это о выходце из простой крестьянской семьи, которая жила неподалеку от Збаража.
В 18 лет Владимир решается переехать в Штаты. В карманах всего 25 долларов, и пройдет немного времени, и к этой сумме можно будет приплюсовать еще 6 нулей. Переломным станет момент, когда украинец без высшего образования и покровителей устроится на фабрику по производству самолетов и двигателей. Его технологические предложения помогут компании сэкономить тысячи долларов, но на благосостоянии Джуса это никак не сказывалось.
Джус не обращал внимания и работал дальше. Однажды он услышал жалобы инженеров, что во время приземления самолет вздрагивает и звенит, как будто десятки металлических банок ударяются друг о друга. Они пытались скреплять капот куском проволоки и полосками металла, но это не помогло уменьшить вибрацию. Казалось бы, мелочь, но из-за нее случались аварии, а самолеты выходили из строя.
Украинец засел в собственной мастерской и придумал надежный, а главное простой в установке и дешевый замок. Он требовал лишь четверть оборота, проволочная пружина плотно закрывала механизм. Замки установили на экспериментальных самолетах и вывод инженеров был единодушен – они безупречны.
Дирекция фабрики и на этот раз предложила запатентовать изобретение от его имени, но становиться на те же грабли изобретатель не хотел. Он увольняется и вкладывает все свои сбережения в собственную фабрику.
Первый заказ был на каких-то 4 доллара.
Но объемы стремительно росли. Джус патентует изобретение в США, Франции, Англии. Его клиентами становится все авиапромышленность. Уже через 4 года оборот фабрик вырос до полумиллиона долларов. А вот настоящий бум придет во время Второй мировой войны. Фабрика в то время работала круглосуточно и выпускала ежемесячно 15 миллионов закрепителей.
После окончания войны объемы производства самолетов упали, и Джус быстро продемонстрировал машиностроительным корпорациям, как использовать его изобретение в автомобилях, кораблях, гоночных болидах, трамваях, поездах и даже медицине.
Печальные новости пришли из Украины – маму отправили в сибирские лагеря, а брат вступил в ряды УПА и там погиб. В 50-х годах Владимир Джус решает основать Украинский Институт Америки, который бы на чужбине помогал украинцам сохранить язык, национальные традиции, давал стипендии для обучения для украинцев и помогал найти работу. А чтобы землякам было где собираться – покупает за четверть миллиона роскошный особняк на 5-й авеню.
3 мин
Украинец, который совершил переворот в авиаиндустрии
Украинский изобретатель, сделавший переворот в авиаиндустрии — Владимир Джус. В Штатах о нем пишут книги, называют украинским Генри Фордом, а его разработки не теряют своей актуальности и в наше время.