– Васыль, давайте посмотрим на статистику потребления нефтепродуктов в Украине. Судя по объемам, во время пандемии украинцы не стали ездить меньше?

– Пандемия ударила и по рынку нефтепродуктов, как и по другим сегментам. Во времена первого локдауна, март-май 2020 года, продажи топлив просели более чем на 30%. Однако во второй половине 2020 г. они возобновились, и ситуация нормализовалась. Украинцы больше начали путешествовать на собственных авто по стране, многие пересели с общественного транспорта на частные автомобили именно из соображений защиты от пандемии, чтобы уменьшить контакт с другими людьми. И сегодня мы уже можем с уверенностью сказать, что рынок возобновил рост. По нашим расчетам, баланс рынка нефтепродуктов по итогам 2021 года составит до 12 миллионов тонн. Это примерно на полмиллиона тонн больше, чем в прошлом году.

А можете немного подробнее объяснить, как эти 12 миллионов тонн распределяются между видами топлива? Что пользуется наибольшим спросом среди потребителей?

– Сначала давайте поделим так. 40% из этих 12 миллионов тонн продается крупным оптовым потребителям, таким как "Укрзализныця", Минобороны, АПК, и им преимущественно нужно дизтопливо. Остальные 60% – реализуются через заправки. В этом случае структура спроса в литрах более-менее равна. Если брать 2021 год, то по нашим оценкам через АЗС будет реализовано около 3 миллиардов литров бензинов, 3,8 миллиарда литров ДТ и 3,2 миллиарда литров сжиженного газа. Нынешний год, кстати, отличается от предыдущих тем, что существенно выросли продажи бензинов и дизтоплива на АЗС – более чем на 10%. В то же время газ, который "бумил" несколько лет подряд, немного упал. Особенно активный рост спроса на бензин мы связываем в первую очередь с тем, что в эти два пандемических года основным источником насыщения общеукраинского автопарка был американский рынок, который, по сути, является бензиновым.

– Из каких источников поступает топливо на рынок Украины? И продолжает ли оно оставаться для нас товаром критического импорта?

– В целом да, но в разных сегментах эта зависимость разная. К примеру, украинские производители – Кременчугский нефтеперерабатывающий завод и Шебелинский газоперерабатывающий завод – обеспечивают внутренний рынок бензинами на 45%, белорусский импорт составляет 40% и литовский бензин – 15%. В балансе дизельного топлива украинский дизель составляет 15%, белорусский – 37%, российский - 24%, литовский – 10%, а еще 14% импортируется морем из разных стран. В сегменте сжиженного газа только 22% – украинского происхождения. Все остальное – импорт. Больше всего из России – 32%, Казахстана – 24% и Беларуси – 16%.

– А с какими поставщиками работает ОККО?

– Основными нашими партнерами, с которым мы работаем уже много лет, являются завод Orlen Lietuva (в прошлом – Мажейкяйский НПЗ) и Мозырский НПЗ в Беларуси. Почему они? Потому что они принадлежат к самым современным нефтеперерабатывающим предприятиям в Европе, которые постоянно модернизируются, совершенствуются и улучшают качество своих продуктов. Мозырский завод, например, инвестировал в реконструкцию уже 2 миллиарда долларов США. Кроме того, в 2020 году мы приобрели Херсонский нефтеперевалочный комплекс, что дало нам прямой доступ к средиземноморскому рынку нефтепродуктов. Теперь к нам начало заходить топливо из Греции, Турции, других стран. Собственная морская перевалка позволяет нам более эффективно строить логистику на юге и востоке Украины.

– Эксперты часто еще говорят о таком "источнике" как серый или теневой сектор рынка? Насколько он велик?

– Да, это правда, и это большая проблема для Украины. За последние несколько лет активизировалась работа нелегальных мини-НПЗ, производящих компоненты бензинов или дизельного топлива. Эти компоненты реализуются под видом различных газойлевых фракций как неподакцизные товары. В дальнейшем недобросовестные участники топливного рынка смешивают их с различными растворителями для лакокрасочной промышленности и другими компонентами для поднятия октанового числа. И получается эдакий эрзац-бензин, который своими выбросами отравляет окружающую среду и людей. Я уже даже не говорю о том, что происходит с топливной системой автомобилей, потребляющих эту бадягу. По подсчетам Нефтегазовой ассоциации Украины, до 20% топлив на рынке страны является фальсификатом. А еще теневой сектор не платит акцизы, не выдает кассовые чеки. Как следствие, государство недополучает по меньшей мере 20 миллиардов гривен в год.

– С недавнего времени на ОККО в каждом чеке при покупке топлива указывается сумма налогов, отчисляемых в госказну. Зачем вам это?

– Да, действительно, мы положили начало такой практике почти полгода назад. Наша сеть работает прозрачно и платит все налоги в общенациональный и местные бюджеты. И мы хотим, чтобы украинские водители понимали, что, заправляясь на честных АЗС, они вносят свой вклад в развитие страны. Из этих средств финансируется ремонт дорог, развивается медицина и т. д. И это очень серьезные суммы. В литре бензина более 35% – это налоги.

– Налоги – 35%, а что еще? Можете разложить стоимость топлива на составляющие?

– Конечно. В первую очередь это чистая себестоимость топлива, она составляет около 50% в цене. Далее стоимость транспортировки по железной дороге от заводов-производителей к нефтебазам, расходы на хранение на тех же нефтебазах, а позже – на автологистику к заправкам. Это суммарно около 7%. Плюс затраты на функционирование самого автозаправочного комплекса, основную часть которых составляет зарплата работников и коммунальные услуги. Это еще 5%. Так что чистой прибыли остается примерно 2-3%.

– Что, по вашему мнению, могло бы исправить ситуацию и побороть теневой рынок?

– В первую очередь нужно усилить налоговую политику, ввести акцизы на растворители, которые используют для поднятия октана. Их импорт составляет сегодня почти 100 тысяч тонн в год. Ну и понятно запретить деятельность нелегальных мини-НПЗ. Их работает на рынке около 25-ти.

– С учетом столь высокого уровня фальсификата на рынке, что вы можете посоветовать украинским водителям. Как удостовериться в качестве бензина или дизтоплива, которым заправляешь авто?

– На нашем рынке действуют те же потребительские правила, что и на любом другом. Если вам не дали чек, на АЗК нет паспорта качества – это первые серьезные сигналы задуматься. Это такие же маркеры, как состав или срок годности на этикетке продуктов питания. В паспорте качества вы сможете увидеть, какой завод изготовил продукт, соответствует ли он всем надлежащим стандартам, какая лаборатория проводила проверку. Поэтому выбирать следует проверенных производителей и продавцов. На плохом топливе еще никто и никогда не сэкономил. Даже если вы заплатите на несколько гривен меньше за литр, позже придется потратить гораздо больше на замену деталей, ремонт авто, более частые визиты на автосервис.

– А каким образом ОККО может гарантировать, что в вашу сеть не попадет некачественное топливо? Например, из-за недобросовестных поставщиков или персонала?

– Мы построили целую систему контроля качества, которая состоит из 13 стационарных и 4 мобильных лабораторий контроля качества нефтепродуктов и еще 2 отдельных лабораторий по контролю качества сжиженного газа. Мы потратили на это годы и миллионы гривен инвестиций. Следовательно, каждая партия топлива, которое мы предлагаем нашему клиенту, проходит несколько степеней контроля. Первоначально топливо, поступившее от поставщика, подлежит контролю перед сливом в резервуары нашей нефтебазы. Если мы получили подтверждение от лаборатории о соответствии стандартам — сливаем в резервуар. Второй этап – хранение. Мы периодически отбираем пробы и проводим анализ. Далее – отбираем пробы перед тем, как загружаем топливо в бензовоз, чтобы везти на АЗК. Его анализируют, выдают паспорт качества, который, собственно, и хранится в уголке потребителя. Кроме того, наши мобильные лаборатории курсируют по Украине и проводят проверки непосредственно на АЗК сети. Каждую из заправок они посещают в среднем два раза в месяц. Сквозь такое сито и капля не просочится бесконтрольно. Если же вы хотите убедиться дополнительно, – можете заехать на любой АЗК ОККО, обратиться к менеджеру, вместе с ним произвести отбор пробы нефтепродукта и отвезти ее в любую сертифицированную лабораторию по вашему усмотрению.

Автор Виталий Кубликов