Давайте попробуем разобраться с многочисленными вопросами, которые возникают практически у всех, кто готовится поставить газ на свой автомобиль. Какие недостатки есть у ГБО?
Вероятно, следует исходить из того, что современный автомобиль является готовым и самодостаточным продуктом. Не поленитесь и найдите в Интернете информацию о том, сколько потратил автопроизводитель на создание именно вашего автомобиля. Как правило, это сотни миллионов или даже миллиарды долларов. Естественно часть этой суммы ушла на оплату труда лучших инженеров мира. Поверьте, они не зря едят свой хлеб.
Читайте также: Снижаем расходы на топливо: 7 причин для установки ГБО
В реальной жизни мы часто наблюдаем картину, когда сосед по гаражу, механик ближайшего СТО или сотрудник газовой колонки с пеной у рта доказывают, что установка ГБО не носит никакого вреда автомобилю. А дипломированные инженеры, способные разработать двигатель «с чистого листа», почему-то молчат. Точнее, молча создают моторы, предназначенные для работы на жидком топливе.
Да, некоторые производители комплектуют свои автомобили заводскими газовыми установками, но стоимость такого рода ГБО в несколько раз выше, чем установка «газа» в любом гаражном кооперативе. И на то есть все основания.
1. Повреждения кузова
Установка ГБО влияет не только на двигатель, но и на весь автомобиль в целом. Кузов является базовой и самой дорогой деталью автомобиля. При установке ГБО в нем сверлят отверстия, через которые крепится газовый баллон. Под днищем прокладывают газовую магистраль и крепят ее, опять таки к кузову. В подкапотном пространстве к кузову крепят газовый редуктор.
Все эти места крепления, как правило, сквозные и именно в них через несколько лет возникают очаги коррозии. Редко кто из установщиков ГБО «заморачивается» антикоррозийной обработкой всех монтажных отверстий.
2. Пожароопасность
Слухи о том, что газовый баллон может взорваться, чаще всего преувеличены. Во-первых, есть множество защитных клапанов и механизмов, которые срабатывают в случае утечки газа. Во-вторых, сам газовый баллон значительно прочнее бензинового бака. Но наличие «на борту» двух топливных систем и удвоенного запаса топлива все же повышают пожароопасность. Более того, если оборудованный газом автомобиль уже горит, (по независящим от ГБО причинам) вероятность взрыва и нанесения ущерба окружающим существенно увеличивается.
Читайте также: Стоит ли переводить авто на газ: почему это выгодно и сколько стоит
3. Система охлаждения
Особенность конструкции всех систем ГБО предполагает вмешательство в систему охлаждения двигателя. Именно в местах подключения газового редуктора к штатной системе охлаждения чаще всего возникают проблемы, связанные с герметичностью системы охлаждения. Связано это в первую очередь с использованием низкокачественных патрубков, хомутов и тройников.
4. Электрика двигателя
Современные газовые установки имеют свой блок управления, но с целью получения исходных данных для расчета используют штатные датчики и исполнительные узлы автомобиля. Как правило, информация берется напрямую с бензиновых форсунок. Места некачественного сопряжения проводов часто окисляются и являются причиной некорректной работы ГБО.
5. Впускной коллектор
Для получения топливной смеси газ необходимо смешать с воздухом в определенной пропорции. Чаще всего образование газо-воздушной смеси происходит во впускном коллекторе. Для этого в нем при установке сверлятся дополнительные отверстия. В случае некорректной работы возможны «хлопки» - газо-воздушная смесь загорается прямо в коллекторе. Стоит отметить, что у многих современных автомобилей впускные коллекторы пластиковые и «хлопки» для них смертельно опасны – их просто разрывает.
6. Турбина
Современные турбированыне моторы не долго «живут» на газу. Во-первых, газ имеет более высокую температуру горения, а во-вторых, горит дольше. Получается, что выхлопные газы мотора, работающего на газу, имеют более высокую температуру. Это повышает тепловую нагрузку на горячую крыльчатку турбины. Эти же температурные и временные факторы влияют и на ресурс выпускных клапанов.
7. Катализатор
Подавляющее большинство бензиновых автомобилей оборудованы катализатором. Это устройство предназначенное для дожигания всего того, что не успело сгореть в цилиндре двигателя. Катализаторы бывают разными, но большинство из них имеет определенные температурные ограничения. Если температура выхлопных газов слишком высокая – катализатор плавится и перекрывает путь выхлопным газам.
8. Высокие обороты
При высоких оборотах газовая смесь не успевает сгореть в цилиндре и вредит температурно нагруженным деталям двигателя. Все дело опять-таки во времени горения. Да, газ хорошо себя зарекомендовал на низкооборотистых моторах большого объема. При низких и средних оборотах правильно установленная и хорошо настроенная система ГБО большого вреда не наносит.
9. Сложность обслуживания
Газобаллонное оборудование требует регулярного и качественного сервисного обслуживания. Если система второго поколения, установленная, к примеру, на Lanos может быть отрегулирована практически в любом гараже, то более современные системы требуют от сервисменов гораздо более высокой квалификации и наличия дорогостоящего оборудования. Обслуживание и настройку современного ГБО делают далеко не на всех сервисных станциях. И стоят эти услуги не дешево.
10. Отсутствие запаски
Иногда газовый баллон ставят вместо запаски. Само запасное колесо в этом случае девать некуда. Некоторые водители возят запаску в багажнике. Многие покупают «докатку» или ремонтный баллон с пеной. Все это компромиссные решения - тот, кто хоть раз ловил на трассе хорошую яму, знает, что полноразмерная запаска в дальней дороге бывает очень нужна.
Итог
Подводя итог, стоит опереться на расчеты. Для малообьемных современных автомобилей с небольшим годовым пробегом установка ГБО, скорее всего, окажется нерациональной. А вот для старых автомобилей с атмосферными моторами большого объема переход на газ может оказаться выгодным, невзирая на все вышеперечисленные риски.
Читайте также: 5 мифов про установку ГБО: снижаем расходы на топливо