Невероятное признание для украинки, которая всего 10 лет назад ступила на американский континент. Впрочем, больше всего Штаты запомнят Каринскую как основательницу и главного дизайнера костюмерной мастерской для труппы New York city ballet.

Читайте также: Илья Мечников – украинский биолог, который доказал полезное действие йогурта

В тканях она хорошо разбиралась еще с детства, ее отец был харьковским текстильным магнатом, кроме того увлекалась девушка еще и вышивкой. Полагаться лишь на семейное состояние Варвара не хотела, поэтому в Харьковском университете получила диплом юриста. В непростые времена революций и постоянной смены власти в начале 1920 годов, ей удалось начать собственное дело.

Сначала это были салоны, куда интеллигенция в 5 часов приходила пить чай и вести светские беседы, а впоследствии открыла модельное ателье по пошиву платьев и шляпок, а также школу вышивки для детей. Последняя и поможет ей эмигрировать. Под предлогом ученической выставки за рубежом, Каринская подаст документы на визу. Тем временем разошьет детские работы драгоценными камнями со своего наследства, а в книги своей дочери спрячет деньги и навсегда покинет Российскую империю.

Харьковский дизайнер, которая привыкла бывать в богемных обществах, быстро стала своей в Париже. Ей заказывают создать костюмы для труппы Ballet Russe de Monte Carlo. Фактически эскизы рисовали другие дизайнеры, а задачей Варвары была их интерпретация – подобрать ткани, проверить качество материалов и продумать выкройки. Очень быстро ее имя становится известным в балетных кругах Европы.

Балле рюс де Монте-Карло
Ballet Russe de Monte Carlo

В 1939 году, спасаясь от Второй мировой войны, Каринская переезжает в США, где становится несменным дизайнером у балетмейстра Джорджа Баланчина. "В литературе есть Шекспир, а в костюмах – Каринская", утверждал он, подытоживая более чем три десятилетия их сотрудничества.

Читайте также: Абрахам Запрудер – украинец, который заснял загадочное убийство президента США

В Нью-Йорке она станет революционеркой в пошиве балетных пачек. Раньше в эти юбки вшивали проволочный каркас, чтобы поддерживать угол в 90 градусов. Это очень мешало танцорам. Если слишком близко подойти к партнеру, юбка задиралась, и даже могла набить синяк. Каринская полностью отказалась от металла, вместо этого сшила сразу 10-12 слоев шифона, так чтобы верхние были короче нижних. Такой дизайн не только создавал образ легкости, а заодно в нем было комфортнее двигаться. Временами с внутренней стороны юбки она могла вышить цветок – кроме танцовщицы его никто не видел, но дизайнер знала, что это поднимет ей настроение.

Джордж Баланчин
Джордж Баланчин

Харьковчанка хорошо знала, как каждая ткань и каждый цвет отражают свет софитов. Накладывая слои тюля, подбирала разные цвета, чтобы достичь большей объемности и искусно вплетала в дизайн вышитые элементы. Критик газеты The New York Times лаконично назвал ее костюмы "визуальной музыкой".

В общем харьковчанка создала наряды к 75 балетам Баланчина. Одной из самых знаковых его работ стали костюмы для "Венского вальса", которые энергичная харьковчанка сшила в 91 год.