Речь идет о более 4,5 миллиона тонн CO₂, или 5,6 миллиона с учетом буфера рисков. В рамках этой амбициозной цели компания реализует 20-летнее стратегическое партнерство со Всемирным фондом природы (WWF), направленное на восстановление лесов и поглощение выбросов. Результаты проектов оценивают независимые эксперты каждые три года по международно признанным методикам, учитывающие влияние не только на климат, но и на биоразнообразие и локальные общины, информирует 24 Канал.

Читайте также Не вредит климату: ученые создали экологический бетон по древнему римскому рецепту

Отдельное место в экологической стратегии VELUX занимает Украина – именно здесь воплощается пилотная инициатива Children's Living Places. Это проект строительства жилья с низким углеродным следом для приемных семей в регионах Украины. В его основе – инновационная архитектурная концепция Living Places, сочетающая заботу о здоровье, простоту, адаптивность, социальную интеграцию и доступность. В то же время компания ставит стратегическую цель – вдохновить украинских застройщиков, общины и государственные институты внедрять новые, устойчивые подходы к строительству комфортного и ответственного жилья.

О философии устойчивости, сотрудничестве с WWF, декарбонизации производства, проекты в Украине и глобальные амбиции – говорим с генеральным директором ВЕЛЮКС Украина Юрием Ткаченко.

Юрий Ткаченко / Фото 24 Канала

– Поговорим о компенсации углеродного следа. Как к этому пришла компания? Что вдохновило на такой масштабный подход?

– Главная философия компании – это концепция Model Company. Она базируется на двух принципах: создавать продукцию, полезную для общества, и быть примером для других. Это не просто красивые слова – мы действительно стараемся быть образцом во всем, что делаем.

Когда в мире начали более серьезно относиться к климатическим вызовам – а это где-то с 2009 года, а дальше 2015-го, когда состоялась ключевая климатическая конференция и появилось Парижское соглашение – мы поняли, что тоже должны внести вклад. Поэтому компания решила не только уменьшать выбросы CO₂ в производстве и в цепи поставок, но и компенсировать весь углеродный след с момента основания – с 1941 года.

Производство компании / Фото предоставлено ВЕЛЮКС Украина

Справка. Уникальная цель ВЕЛЮКС Украина – компенсировать исторические выбросы за весь период существования компании (1941 – 2041). Это более 4,5 миллиона тонн CO₂, или 5,6 миллиона с учетом буфера рисков.компенсация выбросов – это 5,6 миллиона метрических тонн СО2. Это эквивалентно годовым выбросам от 800 тысяч граждан, 7 миллионам перелетов одного человека из Копенгагена в Рим или путешествия одного авто на 47 миллиардов километров.

– Почему компания решила охватить именно период с 1941 года, а не компенсировать выбросы только за последние годы?

– Во-первых, это год основания компании – 1941. Во-вторых, это стремление сделать что-то действительно значимое.
Компенсация СО₂ сейчас – не уникальная практика, но то, как мы это делаем – уникальное. Мы реализуем реальные долговременные проекты. Это высадка деревьев, восстановление лесов. Это процесс, длящийся годами. Нельзя просто заплатить и получить результат завтра. Это требует кропотливой работы.

Юрий Ткаченко и разработки компании / Фото 24 Канала

– Какую роль в этой инициативе играет WWF?

– Мы выбрали WWF как стратегического партнера, потому что это авторитетная международная организация с опытом реализации лесных проектов по всему миру.

Для оценки эффективности компенсаций мы используем стандарты Verified Carbon Standard, а также подходы, учитывающие влияние на климат, биоразнообразия и местные общины. Все верифицируется независимыми экспертами. Это инновационный и пионерский проект, поэтому иногда мы открываем новые аспекты уже в процессе реализации.

Справка. Каждые три года влияние лесных проектов ВЕЛЮКС Украина оценивается независимыми специалистами в соответствии с международными стандартами. 20-летнее партнерство с WWF охватывает пять проектов, цель которых – поглотить 5,6 миллиона тонн CO₂ – эквивалент выбросов от 800 000 граждан ЕС.

Производство компании / Фото предоставлено ВЕЛЮКС Украина

– Сложно ли реализовывать такие инициативы в международной компании? Нет ли сопротивления или инертности?

– Абсолютно нет. ВЕЛЮКС Украина с самого начала была инновационной компанией. Наш основатель сделал массовым использование мансардных окон.

После Второй мировой, когда остро не хватало жилья, именно наш продукт помог превратить чердаки в полноценные комнаты. Поэтому у нас в ДНК – создавать новые решения, даже если это сложно или нестандартно.

– А какие уже сейчас изменения внедряются в производстве или логистике для уменьшения СО₂?

– Мы перешли на стекло и металл с низким углеродным следом, заключили контракты на поставку декарбонизированных материалов.

Также установили солнечные панели – и наш киевский офис в весенне-осенний сезон почти полностью работает автономно. Мы также переходим на электротранспорт – до 2030 года наш автопарк будет полностью электрическим.

– То есть ваш офис сейчас не пользуется электроэнергией из городской сети?

– Фактически – нет. Панели полностью покрывают потребности офиса в теплый период года. Это решение и для уменьшения нагрузки на сеть, и для стабильности, учитывая нашу реальность.

– Становится ли ВЕЛЮКС Украина примером для украинских компаний?

– Мы на это очень надеемся. В странах ЕС устойчивое развитие уже является частью корпоративной культуры. В Украине же мы часто выступаем открывателями темы. Но видим, что компании заинтересованы, слушают, хотят понимать больше. Это вопрос времени.

Проект Living Places / Изображение предоставлено ВЕЛЮКС Украина

– Расскажите о взаимодействии с общинами, застройщиками, государством.

– Наибольший фокус мы направляем на проект "Детские дома" в Украине. Это не просто строительство жилья для приемных семей, это демонстрация, как можно строить ответственно к людям и планете. Мы тесно сотрудничаем с застройщиками, с которыми работаем уже более 20 лет, и всегда доносим ценности устойчивого строительства.

Справка. Проект "Детские дома" (Children's Living Places) – это жилье с низким углеродным следом для приемных семей в трех регионах Украины. Он интегрирует концепцию Living Places и имеет стратегическую цель – вдохновлять стейкхолдеров на создание доступного, комфортного, устойчивого жилья. Это совместная инициатива, которую, в частности, реализовали SOS Children's Villages Denmark, SOS Children's Villages Ukraine, The VELUX Group, EFFEKT и Artelia.

– Как именно адаптирован проект Living Places под Украину?

– Идея родилась после построения таких домов в Копенгагене. Мы предложили адаптировать ее для Украины – не только как социальную помощь, а как пример.

Этот проект – open source. Его можно масштабировать, копировать, использовать. Он демонстрирует, что строить с уважением к климату и людям – возможно без дополнительных затрат.

Интерьер Living Places / Изображение предоставлено ВЕЛЮКС Украина

– Какова особенность самого концепта Living Places?

– Во-первых, это максимальное использование экологических материалов, в частности дерева. Во-вторых, стандартизация процессов позволяет ускорить и удешевить строительство. В-третьих, оценивается полный жизненный цикл строения, точки зрения влияния на окружающую среду, внутренний микроклимат и кошелек жителя.

Справка. Концепция Living Places базируется на подходе Life Cycle Assessment – оценке полного жизненного цикла здания. Благодаря стандартизации и экологическим материалам, сооружения имеют минимальный углеродный след.

– А какова цель такого open-source подхода?

– Чтобы восстановление Украины было качественным, комфортным, здоровым и современным. Мы не должны возвращаться к старым подходам с бетонными коробками.проект Living Places – это платформа, которую можно адаптировать под различные нужды. Даже частичная интеграция его принципов в современное строительство даст значительные результаты.

Справка. С 2023 года часть систем регуляции микроклимата компания производит в Украине и экспортирует по всему миру. И это тоже часть реализации устойчивой стратегии – больше заказов, больше рабочих мест для украинцев.