В отличие от самолетов маневренные вертолеты могут точно приземлиться на нужное место или даже зависнуть в воздухе. Как же они работают?
"В целом все довольно просто. Рычаг в правой руке определяет курс. Рычаг в левой - тягу. Я имею в виду движение вертолета вверх или вниз. А педали определяют направление ", - говорит пилот-испытатель Герберт Грейзер.
Звучит просто, но в действительности все гораздо сложнее! Идея не новая: Леонардо да Винчи проникся ею еще в XV веке. В 1493 году он начеркал проект предка современного вертолета, но сверхсложный летательный аппарат так и не сконструировали.
Даже современные высокотехнологичные вертолеты не составляют на конвейере. Требуется много времени и усилий, чтобы построить такое летательное устройство. В Донауверте ежегодно их выпускают около сотни.
"Главный принцип - ручная работа. Поскольку вертолет является специфическим механизмом, автоматику мы стараемся использовать изредка ", - говорит контролер Иоганн Освальд.
Вертолет состоит из сотни тысяч деталей. На его каркас устанавливают внутреннее оборудование, баки и системы управления. Также конструкторы учитывают особые пожелания клиентов.
"Это как заказы по почте по каталогу. Клиент выбирает необходимое оборудование, в зависимости от того, где этот вертолет будет использоваться ", - говорит оператор монтажа Юрген Сейлер.
Установка электрики - удивительно тонкая работа. Наконец, пилот должен полностью полагаться на електроиндикаторы. Безопасность его и пассажиров зависит от профессиональной точности конструкторов. Всю электросистему вертолета обеспечивает в целом до 15 км кабеля.
"Вот здесь расположена электрическая консоль. На ней есть все необходимые для пилота индикаторы, такие как радио и навигационное оборудование ", - говорит оператор монтажа Юрген Сейлер.
Сердце вертолета - сложная роторная система. Вертолет может летать благодаря хитро продуманному взаимодействию с воздушными массами. Когда ротор крутится, под лопастями создается эффект давления: воздушные массы поднимают вертолет над землей. Следовательно, очень важно, чтобы лопасти соответствовали самым высоким стандартам.
"Одна цель - это, конечно же, перевезти большее количество груза. Это означает, что роторные лопасти должны обеспечить максимальный подъем, тогда как сопротивление должно оставаться низким. Другая цель - скорость передвижения ", - говорит пилот-испытатель Герберт Грейзер.
Роторные лопасти должны выдерживать огромное давление в 200 тонн. Именно поэтому главный их компонент - специальная стойкая пена. Из такого пено-материала и изготовлена сердцевина лопастей.
"Этот материал уникальным образом сочетает стабильность и устойчивость с необычайной легкостью и именно поэтому она так необходима в аэрокосмических средствах", - говорит конструктор вертолетов Тильман Егрет.
Пена отвечает всем требованиям, которые являются ключевыми в конструкции вертолета. Чтобы удостовериться в том, что не возникнет никаких проблем в процессе производства, лопасть помещают в специальную камеру. С помощью компьютерной томографии роторы тщательно сканируют и тестируют.
Инженеры должны знать точную массу и размеры, прежде чем устанавливать лопасти на вертолет. Только сейчас их впервые выносят из цеха. На опыте проверяют, распределяется ли масса равномерно. Тогда регулируют баланс роторных лопастей, подобно, как колес в машине. Если лопасти соответствуют требуемым параметрам, их устанавливают в вертолет. Это дело высокой точности.
Перед тем, как продавать вертолет, на нем осуществляют тестовый полет. Пилоты-испытатели проверяют каждую систему в действии. Это не просто работа - для штурманов это еще и удовольствие.
"Мне просто повезло, ведь мое хобби стало моей работой. И это мне очень нравится ", - говорит пилот-испытатель Герберт Грейзер.
Но вскоре этому пилоту таки придется покинуть кабину - вертолет готов предложить свои крылья новому владельцу.