Об этом пишет российское издание "Коммерсантъ" со ссылкой на близкие к расследованию источники.
Отмечается, что практически до самого столкновения с водой все системы Ту-154 работали без сбоев, правда сам пилот авиасудна Роман Волков через минуту после отрыва от взлетной полосы неожиданно отправил Ту-154 в пике, вместо того чтобы продолжать набор высоты.
"Самолет, как показали самописцы, восемь секунд стремительно снижался, да еще и совершил за это время крутой вираж влево. Перед ударом о воду крылья Ту-154 располагались под углом 55° к горизонту – этим, видимо, и объясняются странные показания единственного свидетеля катастрофы, который сравнил положение лайнера с поднятым на заднее колесо мотоциклом", – отмечают журналисты ресурса.
Также издание отмечает, что пикирование происходило при абсолютном молчании в кабине – лишь на девятой секунде со стороны штурмана прозвучало: "Командир, мы падаем", однако на это предупреждение пилоты даже не среагировали – во всяком случае параметрический самописец Ту-154 не зафиксировал движения штурвалов "на себя".
Такое странное поведение пилотов объясняется спецификой ночного вылета из Адлера.
За несколько секунд после отрыва от хорошо освещенной и размеченной полосы ты пересекаешь также береговую линию, что подсвечивается, и сразу попадаешь как будто в черную дыру. Стремительное исчезновение всех ориентиров во время выхода самолета в воздушное пространство над ночным морем представляет определенную опасность для пилота, поскольку в этот момент инстинкт самосохранения подталкивает его к тому, чтобы дистанцироваться от показаний приборов и ориентироваться на команды своего вестибулярного аппарата. В таком состоянии правильно оценить положение самолета в пространстве пилот не может, поскольку, как говорят в авиации, оказывается во власти собственных иллюзий,
– объяснили "Коммерсанту" авиаэкперты.
Заметим, по статистике, потеря пространственного ориентирования является причиной каждой десятой авиакатастрофы.
"О том, что пилот, который управлял Ту-154, находился в иллюзорном состоянии, свидетельствуют графики крена и тангажа лайнера в последние секунды полета. Их линии не имели не плавную, характерную для полета по приборам, а якобы "дрожащую" форму, что свидетельствует о том, что летчик подчинялся командам своего вестибулярного аппарата и постоянно корректировал штурвалом положение машины в пространстве", – рассказали источники, близких к расследованию авиакатастрофы.
Добавим, участники расследования предполагают, что летчик постоянно менял положение самолета из-за команд своего вестибулярного аппарата.
Противники же этой версии настаивают на том, что перепады связаны с тем, что система регистрации параметров была неисправной – в качестве аргумента они приводят то, что у обоих пилотов не могло одновременно возникнуть иллюзорное состояние.
Читайте также: Российские СМИ обнародовали причину падения российского Ту-154 близ Сочи
Напомним, утром 25 декабря над Черным морем потерпел катастрофу самолет Минобороны России Ту-154, летевший в Сирию.
На его борту находились 84 пассажира: военнослужащие Вооруженных сил России, артисты ансамбля имени Александрова и девять представителей российских СМИ.