Это – надежный помощник, средство для эвакуации в безопасное место и даже временный дом в случаях, когда загруженные дороги не позволяли проехать более 250 – 300 километров за световой день. Поэтому поддержка своего авто в идеальном техническом состоянии – это вопрос вашей безопасности и мобильности.
Рекомендуем Как удержать украинское государство на плаву во время войны: 3 простых шага
Как боевые действия повлияли на рынок техобслуживания авто
Первые месяцы 2022 года продемонстрировали, что ситуация может стремительно меняться, поэтому крайне важно всегда следить за исправностью своего авто. Ведь полностью заряженный аккумулятор – это беспроблемные старты в пробках, а продиагностированная климатическая система – комфорт в жару и хорошая видимость в дождь.
Во время военного положения обычных регламентных техосмотров может оказаться недостаточно. Так, из-за дефицита топлива существенно возросло количество низкокачественного, а иногда и контрафактного бензина и дизеля. Поэтому важно чаще обычного проверять состояние свечей зажигания и форсунок топливной системы.
Если автомобиль долгое время находился близко к зоне боевых действий, то перед эксплуатацией важно проверить его техническое состояние и функционирование основных систем. Даже если у машины нет видимых повреждений, случайная пуля, способная пролететь 1 – 2 км, могла повредить систему охлаждения, тормозную систему, одну из многих цепей питания и т.д. К сожалению, уже зафиксированы случаи, когда пули или обломки перебивали тормозные магистрали или топливопроводы.
Важное HIMARS в действии: российская пехота ждет собственных похорон по кульках и баночках
Особенности рынка запасных частей и расходных материалов в военное время
Главный тренд рынка запасных частей и технических жидкостей в военное время – это неоднородность. Так, не все мелкие интернет-магазины и розничные точки возобновили работу из-за кратковременного падения спроса или миграции работников.
Первые недели после начала полномасштабной войны рынок запчастей и технических жидкостей почти замер. Это произошло по нескольким причинам:
режим ожидания у покупателей и оптовых игроков;
нарушение и перестройка логистических маршрутов как внутри страны, так и за границей;
эвакуация или полная остановка украинских предприятий.
Так, на OLX мы ежемесячно фиксировали около 1 миллиона объявлений в категории "Автозапчасти". Самый большой пик предложений от продавцов в течение четырех месяцев войны был в июне – 1 148 563 объявления.
Интересно, что по сравнению с прошлым годом количество объявлений в этом месяце увеличилось на 29%. Сегодня украинские автомобилисты могут покупать импортные масла, технические жидкости и детали без значительных задержек и из любого уголка страны. Конечно, существенно изменились розничные цены. На это повлиял и рост цены топлива, и ослабление гривны по отношению к иностранным валютам.
Большинство операторов рынка едины во мнении, что сейчас клиенты пытаются сэкономить, реже предпочитают новые запчасти и дорогие расходные материалы. В то же время массовый импорт 15 – 20-летних легковушек (за месяцы льготного периода растаможено более 211 тысяч машин) и существенно подержанных внедорожников для военных потребностей быстро восстановил спрос на компоненты и автохимию нижнего и среднего ценового сегмента.
Большинство импортеров и крупных онлайн-площадок по продаже запчастей и автохимии не останавливали свою работу, а за последние месяцы возобновили функционирование.
Так, больше всего в июне предлагали детали для кузова – 31% от общего количества объявлений в категории "Автозапчасти". В сравнении с первым месяцем войны выбор увеличился на 38%. Количество объявлений по продаже двигателей выросло почти на 25% до 194 тысяч товаров (17% от общего количества).
Электрооборудование увеличилось на 20% (113 677 объявлений). Интересно, что спрос равен предложению, и больше всего в течение четырех месяцев украинцы отзывались на объявления по продаже деталей для кузова и двигателя. Также с марта по май автовладельцев интересовали детали к подвеске и электрооборудованию. В июне к пятерке добавились еще детали в салон.
Как менялся спрос на отдельные детали к авто с марта по июнь / Инфографика Андрея Коцины
О главном Как украинцам не стать "пушечным мясом" в рядах оккупантов Донбасса
Как работает сегмент автомобильных сервисов в условиях военного времени
Желая сэкономить, автомобилисты обращаются к мультибрендовым СТО, где цена нормы часа меньше, запчасти дешевле, а также есть возможность предоставить для обслуживания свои компоненты, приобретенные недорого.
Спрос на услуги автосервисов также имеет региональные особенности. Например, в западных регионах (Львов, Черновцы, Ужгород, Ивано-Франковск, Луцк) из-за волны внутренней миграции в марте – апреле фиксировался временный рост спроса на услуги мультибрендовых и официальных автосервисов. Для поддержки вынужденно перемещенных лиц некоторые компании даже вводили специальные программы лояльности, распространявшиеся на украинских дилеров и сервисные станции в соседних странах.
С марта также большое количество СТО в Украине, в большинстве своем в западных областях, были вынуждены переквалифицироваться и изучать нетипичные для отечественного авторынка модели. Речь идет о пикапах и вездеходах, в которых нуждаются военные. В то же время многие сервисы ремонтируют автомобили для подразделений ВСУ, военных медиков и спасателей бесплатно или с существенной скидкой.
Стоит прочитать Бизнес на крови: кто закрыл глаза на смерти украинцев из-за войны россии
В регионах, максимально приближенных к линии фронта или ранее частично находившихся в оккупации, возрос спрос на кузовные работы: рихтовку, покраску после механических повреждений из-за боевых действий.
Как и 4 – 5 лет назад, в первую волну массового импорта "евроблях", мультибрендовые СТО фиксируют рост спроса на обслуживание и диагностику только что ввозимых подержанных машин. Наибольшую выгоду от импорта получили так называемые "гаражные сервисы" по демократичным ценам, а также мультибрендовые автокомпании.
На сегодняшний день даже мастера-одиночки имеют доступ к диагностическому программному обеспечению и специализированному инструменту, что позволяет им обслуживать достаточно современные автомобили, разве что при необходимости вопрос доставки нужных комплектующих будет решаться немного дольше по сравнению с СТО.
Достойно внимания – для кого в Украине оставят нулевое растаможивание авто: смотрите видео