Нужно защитить украинскую ГТС от "Газпрома", — Яценюк

Согласно принятым нормам трубопроводы и хранилища остаются в собственности государства, однако "навести порядок" в управлении газотранспортной системой Украины смогут европейские и американские инвесторы, им будет принадлежать 49% акций.

При проведении конкурса компания, которая является резидентом ЕС и США, обязана раскрыть всю информацию о структуре своей собственности и показать всех бенефициаров, которые являются владельцами этих компаний, это должно быть существенное условие. Если компания, которая выиграла конкурс, принимает решение об изменении своей структуры собственности, то такое решение может приниматься только в случае, если на это согласие дает украинская сторона,
— сообщил Премьер-министр Украины Арсений Яценюк.

ГТС не подлежит приватизации, инвесторов будут привлекать через ВР

Законопроект, преодолевший трудный путь между первым и вторым чтением, эмоциональное заявление об отставке Арсения Яценюка — правительство подстроило под требования всех народных избранников. Аргумент, который убедил "свободовцев" — ГТС не подлежит приватизации. Передача в управление иностранным инвесторам будет проводиться только с согласия парламента — стала решающей для "ударовцев". Пока речь не идет о модернизации как таковой, нужно хотя бы допустить инвесторов к управлению.

"Между первым и вторым чтением правительство учло те изменения и поправки, таким образом, под полным контролем остается украинская ГТС", — говорит народный депутат, ВО "Свобода" Эдуард Леонов.

Закон предусматривает процедуру, при которой возможно привлечение к собственности ГТС иностранных компаний, которые будут соответствовать определенным квалификационным требованиям, конкурс будет определяться Кабмином, после чего будет определен победитель, он будет утверждаться ВРУ, — рассказал народный депутат Украины Виталий Ковальчук, партия "УДАР".

Голоса искали в депутатских группах

Из регионалов нажать кнопку решился только один депутат, не голосовали и коммунисты. Традиционно саботировала группа "За мир и стабильность". Добрать голоса удалось благодаря депутатским группам Еремеева и Кинаха, в которых народные избранники имеют прямые интересы на газовом рынке.

"Закон, за который мы проголосовали по ГТС, достаточно правильный и сбалансированный. Сможем ли мы защитить ГТС или нет — закон не защищает, защищать будут представители Кабмина на переговорах. Мы дали механизму те изменения, которые внесли ко второму чтению, исключающие тайную приватизацию", — говорит народный депутат Украины, "Суверенная европейская Украина", Игорь Еремеев.

Документ предусматривает: основные предприятия, входящие в НАК "Нафтогаз Украины" и превращенные в публичные акционерные общества — "Укргаздобыча" и "Укртрансгаз", должны реально разграничиваться от нефтегазового холдинга, как того и требует Третий энергопакет.

Более того, НАК наконец юридически передаст все функции оператора ГТС "Укртрансгазу", хотя сделать это надо было еще в конце прошлого года. Именно "Укртрансгазу" и будут принадлежать 100% акций. В свою очередь, на основе "Укртрансгаза" будут созданы две самостоятельные компании — "Магистральные газопроводы Украины" и "Подземные газовые хранилища Украины", им и будет принадлежать контрольный пакет. Это — более 51% акций, который останется государству, тогда как международные операторы получат в управление 49%.

Закон недоработан, — эксперты

Правительство спешит, и это настораживает экспертов газового рынка. Закон недоработан — говорят они. В документе не прописано, кто будет оператором подземных хранилищ и не определены их полномочия.

Компании ЕС могут направлять деятельность на прибыль,
— отметил эксперт энергорынка Геннадий Рябцев.

Критикуют эксперты и слишком долгий срок отчетности компании, которая будет управлять ГТС — раз в 5 лет перед Верховной Радой. Даже новоизбранный парламент может его не услышать, говорит экономист Андрей Новак. К тому же, контрольный пакет в руках именно украинских операторов может наоборот отпугнуть инвесторов.

Инвесторов может пугать украинская коррупция

"Контрольный пакет в том, от чего мы хотим отойти, украинская коррупция на уровне "Нафтогаза", на уровне Кабмина. Поэтому 49% неконтрольного инвесторам не может быть очень интересным, надо было 30% отдать ЕС, 20% — США и 5% — Канаде", — говорит председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак.

Напомним, с 16 июня российский "Газпром" не поставляет газ для потребителей "Нафтогаза Украины". Многочисленные переговоры о пересмотре цены на голубое топливо пока только привели "Нафтогаз" и "Газпром" в Стокгольмский арбитраж.

К тому же, "Южный поток", строительство которого русские форсируют в обход Украины, никто не отменял. Следовательно, украинская труба, как самый лучший транзитер голубого топлива в страны ЕС, в будущем может остаться пустой.