Оказалось, что их загранпаспорта, официальные легенды и места выдачи документов подготовлены так, что не дают ответы, а напротив – вызывают вопросы.

Читайте также: Томос – двойной удар по России: об "украинизации" русской церкви и "монгольских генах" Москвы

Выясняется, что главное российское разведывательное ведомство неспособно прикрыть своих оперативников от обычного журналистского любопытства. На этом фоне привычная демонизация российских спецслужб начинает выглядеть как избыточный комплимент.

А теперь социальные сети вновь состязаются в конспирологии: ищут источник сливов, войну спецслужб, многоходовочки. Хотя вполне возможно, что мы вновь имеем дело с простой некомпетентностью. Причем, пример ведь не уникальный.

Примерно год назад в российских медиа выходило подробное интервью бывшего сотрудника телеканала "Россия" Дмитрия Скоробутова, в котором он довольно предметно рассказывал о внутренней кухне главного российского рупора пропаганды.


Дмитрий Скоробутов предметно рассказывал о кухне российского рупора пропаганды

Шеф-редактор "Вестей" жаловался на свою зарплату в 900 долларов. Рассказывал, что его подчиненные редакторы получают по 500 долларов. Что их оклады сопоставимы с окладом дежурной у эскалатора. Экс-пропагандист сетовал на отрицательный кадровый отбор. Что профессионалов выкидывали ради чьих-то "дочек". "Интриги, кумовство, унижения, алкоголизм", – это прямая цитата из его интервью. Когда он пытался что-то возражать руководству – ему отвечали, что на канале нужны "люди-функции, а не творческие единицы".

Читайте также: Кривые зеркала: через какую призму Москва видит Украину

И это, быть может, наиболее показательно. Потому что раздутые бюджеты российской оборонки, спецслужб и пропаганды – это реальность. Ровно в той же степени, в какой реальность – это коррупция в РФ. Та самая, которая все эти суммы с многими нулями списывает на сторону. На выходе получается ситуация, когда заработки "причастных" исчисляются сотнями тысяч, а "непричастных" – несколькими сотнями долларов.

Мы все время думаем, что российскую пропаганду делают хорошие мозги за большие деньги. А в итоге оказывается, что все это готовят поденщики, занимающие у коллег до зарплаты.

И что заставляет нас думать, что это проблемы одного конкретного ведомства? В том ведь и штука, что подобное соотношение – это история про систему в целом. А ее правила, в свою очередь, могут работать повсеместно. И потому – да. Российская Федерация умело создает себе имидж. Пугая цифрами и репутацией.

Но как только кто-то начинает приподнимать завесу – оказывается, что по улице прогуливается все тот же голый король