Еще с 40-х годов, задолго до возведения крупнейшей на то время купольной постройки в Киеве, цирковому искусству уделяли немало внимания. Он стал едва ли не единственным местом развлечений людей в нелегкое послевоенное время.

Читайте также: Вспомнить Все. Дружинники: добровольно или принудительно?

Конечно, тогдашняя власть не могла не взять цирковых в свои идеологические тиски. И цирк, наравне с балетом и спортом становится сначала пропагандистским инструментом, а впоследствии настоящим оружием – средством влияния на массы.

Эфемерное счастье сразу разбивалось о реальность за стенами цирка. Ну а как иначе, когда у детей даже игрушек нормальных не было. Конечно, люди снова и снова шли посмотреть на любимых артистов, так было годами.

Ты должен задействовать свои силы, нервы, мышцы и все. Еще и красиво все это делать, рисковать жизнью, как мы говорим,
– рассказала и.о. директора Национального цирка Украины, народная артистка Украины Людмила Шевченко.

И все это под неуклонным глазом ее всемогущества-цензуры. Мало того, что надо проконтролировать, чтобы какой-то клоун не сболтнул чего-то антисоветского. Так надо было еще и контролировать каждый шаг циркачей заграницей. Ведь известно, что балет, спорт и цирк – были самыми большими поставщики валюты в Союзе.

Госцирк, в котором был специальный отдел формирования, который формировал программы. Они составляли программу и без телеграммы из Москвы тебя ни один директор в Советском союзе не отправит в другой город и не примет,
– отметила заслуженная артистка Украины Эльвира Косяченко.

Гастроли заграницей – большой стимул совершенствовать программу. Усилия сторицей отразятся благами, которые можно будет привезти из-за бугра. Но по каким критериям выпускали за железный занавес – не понятно. И хоть ты и талантливый, и все бумажки в КГБ подписал – не факт, что поедешь мир посмотреть, себя показать.