Раз не заявлено, значит у завода будет изменен собственник, чтобы устранить конфликт интересов. Что ж, давно пора – все-таки выборы на носу, неудобно. Иначе получается, что год за годом Верховный Главнокомандующий лоббирует госзаказы на своем заводе образцов вооружения, на которые выделяются значительные средства в бюджете.
Читайте также: Как "сливали" украинский завод, который бил все рекорды
Причем не было бы вопросов, если бы эти вооружения были остро востребованы на фронте – но на самом деле целесообразность дорогостоящих закупок вооружения на ""Кузне на Рыбальском"" вызывает большие сомнения.
ВМС купили для Черного моря 6 катеров проекта "Гюрза", которые были разработаны в свое время для патрулирования мелководных рек Средней Азии, а для патрулирования Черного моря имеют недостаточную мореходность и дальность плавания. При этом на этих катерах спустя два года не введен в эксплуатацию противотанковый ракетный комплекс "Барьер", предусмотренный проектом.
Я понимаю и поддерживаю идею развивать свое производство заказами, и понимаю, что строить у себя малыми сериями боевую технику – это значит платить дорого, дороже, чем закупать аналоги за границей. Поэтому считаю, что катера на "Кузне на Рыбальском" покупать можно – но явно не в том количестве и не с теми тактико-техническими характеристиками. Закупки надо делать не так как удобно заводу, а так как удобно заказчику – ВМС.
Сейчас на "Укроборонпром" заявляет, что на "Кузне на Рыбальском" будут строиться три ракетных катера проекта "Лань". Бюджет постройки одного такого катера – более 1 миллиарда гривен.
Будет ли реализован такой проект? "Лань" – это патрульный и артиллерийский катер, разработанный Украиной для Вьетнама. Вьетнам осуществил постройку серии таких катеров, и значит, у нас на руках документация. Однако "Лань" спроектирована с российским радаром и системой управления огнем "Багира". Чем ее заменить?
Читайте также: ВМС Украины примет на вооружение новый ракетный катер
Откуда взять противокорабельный ракетный комплекс для катеров? Проект "Нептун" у нас разрабатывается в наземной установке, и сроки реализации этого проекта пока не ясны, дело на года. Плюс для ракетного катера нужен мощный радар и системы радиоэлектронной борьбы. Все это тоже надо где-то приобрести, мы это не разрабатываем в морском варианте.
На самом деле, зачем строить ракетные катера? Ракетный катер – это повозка для ракетного комплекса. А у нас таких комплексов нет даже в наземном варианте, для береговой обороны.
Для вероятного противостояния с РФ на море необходимы противокорабельные ракетные и артиллерийские комплексы наземного и авиационного базирования. Если обеспечена береговая оборона таким образом, тогда актуально задуматься и о ракетных катерах.
Нужны ли Украине катера для ракетных комплексов?
В Черном море для обеспечения безопасности судоходства от российских провокаций необходимы патрульные корабли, которые обладают хорошей мореходностью и автономностью. Ударные ракетные комплексы на них вообще не обязательны.
Вести войну на море с Черноморским флотом мы в любом случае пока не можем, но проблема первоочередная не в кораблях, а в отсутствии ракетных комплексов, и в отсутствии авиации, которая была бы подготовлена для прорыва ПВО и нанесения ударов по боевым кораблям. Действия на море кораблей требуют прежде всего создания соответствующих систем вооружения, и наличия современной береговой обороны и авиации. ВМС должны развиваться сбалансированно и согласно тому скромному бюджету, который у нас есть.
На данный момент для ВМС более актуальна закупка в США патрульных кораблей класса "Айленд", которые президент на этой неделе должен получить в США по программе американской военной помощи, либо проектирование и закупка более крупных патрульных кораблей в Украине – и не обязательно на "Кузне на Рыбальском". На пятом году войны уже глупо покупать только, что хотят продать государству заводы – закупки надо начинать с ясной концепции применения, с проекта.
Читайте также: "Ленинская кузница" Порошенко таки решила декоммунизироваться