Закон о лоббировании, или Как нивелировать прогрессивную идею

27 сентября 2016, 16:30

"Если есть желание разработать качественный законопроект и создать эффективный инструмент регулирования лоббистской деятельности – необходимо использовать опыт как стран ЕС, так и в целом акты Еврокомиссии и Конгресса США..."

20 сентября в парламенте был зарегистрирован законопроект №5144 "О лоббизме" в соавторстве семи нардепов и одного правозащитника. Авторский коллектив законопроекта: нардепы Тарас Батенко, Валентин Дидич, Александр Дубинин, Ирина Констанкевич, Виталий Куприй, Виктор Шевченко, Александр Шевченко и правозащитник Юрий Зоший.

Это далеко не первый законопроект, который был внесен в парламент, но ни предшествующие законопроекты, ни этот не имеют шансов на принятие парламентом.

Причина проста – законопроект "сырой" и сразу видно, что писался не профессионалами в этой сфере, а людьми, которые вдохновились просмотром фильма с Кэвином Спэйси "Казино Джек".

Начнем с названия. Любой человек, который хоть косвенно сталкивался с лоббизмом, знает, что "лоббизм" – это общее название, которое не является обозначением лоббистской деятельности. В профессиональной среде используется термин "лоббирование" (по-украински "лобіювання"). Это сразу вызывает ряд вопросов к авторскому коллективу, однако, вернемся к "телу" законопроекта.

Мне доводилось в сфере своей профессиональной деятельности участвовать в разработке подобных законопроектов, но в результате бурных событий зимы 2013 года, законопроект мы хоть и разработали, зарегистрированным он не стал из-за бегства автора. Соответственно, и парламент не имел возможности его принять. Но сейчас не об этом.

Подготовленный законопроект не использует международный опыт стран Евросоюза, а уж тем более, не реализует и близко те положения, которые присутствуют в США.

Безусловным плюсом данного законопроекта является старт публичной дискуссии на эту тему, а как мы знаем, лоббирование является основным "смазочным средством" экономики любой процветающей страны.

Из ярких недостатков подготовленного законопроекта является тот недочет, что к объектам лоббирования не относятся нормативно-правовые акты Президента Украины. Как мы знаем, Президент является субъектом законодательной инициативы, а значит, его акты, в том числе и законопроекты должны являться объектами лоббирования.

Также вопиющей несправедливостью является ограничение в регистрации субъектов лоббирования. К примеру, включенными в реестр лоббистов могут быть физические лица, проживающие в Украине не менее 5 лет, но не зарегистрированные на временно-оккупированной территории или в зоне АТО. Также не могут быть внесенными в реестр лоббистов юридические лица, которые зарегистрированы в Крыму или в зоне АТО, если кто-либо из частичных владельцев данного юрлица зарегистрирован на этих территориях.

Таким образом законодатель отрезает от возможности представлять свои законные интересы крымчан и дончан. Это является прямым ограничением по территориальному признаку и подобная норма не может присутствовать в украинском законодательстве.

Без внимания законодателей остались также общественные организации, ассоциации и профсоюзы, которые как раз и создаются с целью представления интересов своих членов.

Объектом манипуляции также является прописанная норма об обязательной фиксации любых встреч и переговоров между лоббистом и представителем власти, но проблема не только в фиксации, а также и в обязательной публикации данных материалов в реестре. Данная норма нарушит принципы коммерческой конфиденциальности предприятий, а также создаст почву для манипуляций. Что мешает сегодня провести рамочную встречу "под протокол", а завтра проговорить детально без протокола? Ничего!

Одним из негативных моментов подготовленного законопроекта является также слишком низкий размер пошлины за внесение субъекта лоббирования в соответствующий реестр – всего одна минимальная зарплата, что породит толпы людей, которые получат соответствующие "лицензии", хоть на практике и не будут вести лоббистскую деятельность.

Вывод прост: законопроект является слишком "сырым" для принятия. Необходимо готовить альтернативный законопроект, который будет соответствовать европейскому опыту и европейской практике. Данный вариант законопроекта лишь приведет к еще большему хаосу в сфере лоббирования, а вовсе не к стандартизации лоббистской деятельности.

Если есть желание разработать качественный законопроект и создать эффективный инструмент регулирования лоббистской деятельности – необходимо использовать опыт как стран ЕС, так и в целом акты Еврокомиссии и Конгресса США.

Больше новостей о законодательных инициативах Верховной Рады читайте здесь.