В новом отчете "об устранении скоординированного неаутентичного поведения", Meta отмечает, что кампания влияния возникла в России и включала "разветвленную" сеть из более 60 фейковых веб-сайтов. Ресурсы выдавали себя за ведущие европейские СМИ, такие как Der Spiegel, The Guardian и Bild.
Не пропустите Apple объяснила, почему сервисы российских VK и Mail ru исчезли из App Store
Как работала пропагандистская сеть
Аккаунты в социальных сетях распространяли поддельные статьи этих изданий, преимущественно с критикой Украины и украинских беженцев или с аргументами против санкций, наложенных на Россию. Контент поддельных статей был подготовлен на разных языках, в частности:
- на английском,
- на французском,
- на немецком,
- итальянском,
- на испанском,
- на русском,
- на украинском.
Наверху настоящая публикация The Guardian, внизу фейковая / Скриншот из отчета Meta
Это самая большая и сложная операция, организованная Россией, которую мы сорвали с начала войны в Украине. Она представляла собой необычное сочетание изящества и грубой силы. Поддельные веб-сайты и использование многих языков потребовали как технических, так и лингвистических инвестиций. С другой стороны, усиление в социальных сетях опиралось, в первую очередь, на грубую рекламу и фейковые аккаунты.
– говорится в отчете Meta.
Авторы отчета отмечают, что сети этих фейковых аккаунтов "создали мини-бренды" в Интернете, используя одинаковые имена на разных платформах, и в совокупности страницы в сети фейковых аккаунтов потратили около 105 000 долларов на продвижение статей и мем через рекламу в Facebook и Instagram. В некоторых случаях страницы российских посольств в Европе и Азии в Facebook даже усиливали контент кампании влияния.
Публикации в Telegram с дезинформацией об украинских беженцах / Скриншот из отчета Meta
Мемы, как оружие
Meta сообщает, что кампания также использовала оригинальные мемы, предназначенные для продвижения пророссийских и антиукраинских нарративов, а также включала петиции, запущенные на сайтах Change.org и Avaaz.
В одном из примеров петиция на Change.org требовала от немецкого правительства прекратить "неприемлемую щедрость" в отношении украинских беженцев.
Мемы созданы российскими группами в Facebook для распространения / Скриншот из отчета Meta
Хотя некоторые аспекты кампании были технически изощренными, Meta отмечает, что повторяющиеся шаблоны построения и размещения фейковых аккаунтов привели к тому, что многие из них были удалены автоматизированными системами еще до начала углубленного расследования.
Детали кампании были переданы исследователям дезинформации, чтобы способствовать лучшему пониманию методов распространения и создания таких кампаний,
– отмечается в отчете Meta.
Читайте на сайте Важные мелочи: чем iPhone 14 Pro отличается от iPhone 13 Pro
Хотя Meta не связывает эту кампанию непосредственно с российским правительством, Кремль опытен в использовании операций цифрового влияния как способа проектирования глобальных властей. Еще до российского вторжения в Украину в феврале 2022 года украинские чиновники били тревогу из-за российских дезинформационных кампаний, проводимых в стране через социальные сети.
Россия также использовала подобную тактику для влияния на обсуждение других важных глобальных тем: когда в начале 2021 началось распространение вакцин от коронавируса, интернет-издания, связанные с российскими спецслужбами, были пойманы на распространении ложной информации о вакцинах.