От популярности к упадку

В далеком 2011 году Google запускает новую социальную сеть под названием Google+, которая должна стать "убийцей Facebook". Компания представила новый сайт многим своим поклонникам, полагавшимся на ее поисковую систему и другие продукты, и в течение первого года набрала 90 миллионов пользователей. Но уже к 2018 году Google+ превратился в заброшенный и никому не нужный сервис, а впоследствии вообще был закрыт.

Смотрите также Threads достигает 100 миллионов пользователей всего за пять дней: что дальше

Несмотря на огромную аудиторию гиганта интернет-поиска и довольно тесную интеграцию Google+ с другими продуктами компании (что напоминает подход Threads), социальная сеть не смогла прижиться, поскольку люди продолжали переходить на Facebook, а позже — Instagram и другие сервисы. Этот пример показывает нам, что сам по себе большой размер компании, хоть и является своеобразным "встроенным преимуществом" перед конкурентами, все же не является гарантией победы на меняющемся и капризном рынке социальных сетей, а прикручивание нового приложения к существующим продуктам компании может со временем исчерпать себя.

В свое время пользователям Google+ быстро поднадоела новизна новой социальной сети, и они перестали ею пользоваться. Некоторые восприняли Google+ как что-то навязанное им, когда они просто пытались получить доступ к своей электронной почте Gmail. Даже сотрудники Google описывали этот продукт как "основанный на страхе", созданный только в ответ на Facebook и без четкого видения того, почему люди должны им пользоваться, а не конкурирующей соцсетью. Один из бывших работников корпорации, анализируя, что пошло не так, написал, что Google+ в основном определял себя как "то, чем он не был – то есть Facebook".

Threads пытается

Однако Threads всеми силами пытается показать, что у него все же есть собственное видение, свои концепция и подход, отличные от Twitter. Адам Моссери, руководитель Instagram, писал в новой соцсети, которой тоже управляет, что она вообще не стремится отбирать аудиторию твитера и даже прямо призывает не убегать из старой соцсети и не воспринимать новую, как конкурента. То, как он описывает Threads, вообще напоминает невозможную утопию, где всё ванильно-розовое, исключительно положительное и радостное. Никаких новостей, никакой политики, никакого грустного контента.

Это имеет определенную логику: компания не желает ассоциироваться с негативом и не хочет, чтобы люди выходили расстроенными и прямо обвиняли Threads в негативных эмоциях. Однако вместе с тем, она фактически отбирает у людей право говорить обо всем, что для них важно. Алгоритмы, судя по заявлениям, не будут продвигать новости и политику, а возможно и даже намеренно станут снижать в выдаче, так что эта огромная часть общественной жизни людей будет принесена в жертву в угоду обсуждениям котиков, еды и веселья. Компания фактически заметает под ковер политические потрясения, экологические проблемы, войны и эпидемии, делая вид, что их не существует. Как долго люди с этим будут соглашаться, прежде чем вернутся к твитеру, который, хоть и с непредсказуемым Илоном Маском, но дает возможность высказываться на любые темы?

Пытаясь вытеснить Twitter и сделать Threads главным местом для публичных разговоров в режиме реального времени, Марк Цукерберг сталкивается со значительным вызовом. Пользователи должны не просто получать похожий или аналогичный опыт, но и видеть нечто большее и лучшее, чтобы постоянно возвращаться. Разработчики должны убедиться, что Threads не заполнен спамом и мошенниками. Кроме того, аудитории стоит набраться незаурядного терпения, ожидая всех желаемых функций, ведь новый сервис дебютировал еще будучи в процессе разработки. Компания явно спешила, чтобы успеть извлечь дополнительную выгоду на фоне потрясений в Twitter Илона Маска. Поэтому в Threads нет очень многих возможностей, к которым мы привыкли в соцсетях, что может побудить некоторых сразу уйти.

Моссери заявил в понедельник в своем сообщении в Threads, что существует список новых функций, которые люди просят добавить. "Я обещаю, что мы сделаем эту вещь замечательной", – написал директор.

Microsoft и ее Internet Explorer

Но вернемся к нашей основной теме. Среди примеров быстрого роста и стремительного упадка нельзя не упомянуть некогда популярнейший браузер, Internet Explorer.

Основатель Microsoft, Билл Гейтс, построил свою империю на Windows, операционной системе, на которой работало (и работает до сих пор) целое поколение персональных компьютеров. Затем он успешно использовал этот масштаб и популярность, чтобы подавить конкурентов и продвигать другие продукты. После своего запуска в 1995 году Internet Explorer быстро стал браузером по умолчанию на миллионах компьютеров, обогнав доминирующий в то время Netscape за четыре года.

Но эта гегемония длилась недолго. Уже в 1998 году Министерство юстиции США подает на Microsoft в суд за недобросовестное использование рыночной власти Windows для уничтожения конкуренции. В 2000 году федеральный судья вынес решение против компании Гейтса, заявив, что Microsoft положила "удручающий большой палец на шкалу конкурентных преимуществ". Microsoft договорилась с правительством и согласилась пойти на уступки. Поэтому теперь мы можем выбирать свой браузер по умолчанию на Windows, а компании-конкуренты этим пользуются сполна, разрабатывая собственные браузеры.

Google, например, предложил свой Chrome и быстро взял лидерство себе. Сегодня этот браузер является самым популярным в мире, Internet Explorer давно закрылся, а его преемник Microsoft Edge всеми силами пытается пробиться вверх. Но безуспешно.

Clubhouse

Похожей выглядит и ситуация с Clubhouse – социальной сетью, в основе которой лежит голосовое общение. Этот стартап не имел за плечами распиаренной материнской компании или другого популярного продукта, к которому был бы привязан. Но еще в начале своего существования соцсеть внезапно стала очень популярной, так как одну из прямых трансляций в ней посетил Илон Маск. На тот момент доступ к ней можно было получить только по приглашениям, так что попасть туда могли не все. Желающие присоединиться буквально устраивали охоту за инвайтами.

Однако еще до того момента, как сервис вышел из тестирования и отменил потребность в приглашениях, он уже стал никому не нужным. Сегодня его главную функцию голосовых трансляций скопировали некоторые компании, в том числе и твитер с его "Пространствами", а о самом Clubhouse вспоминают разве что в мемах, как о быстро выросшей и еще быстрее упавшей компании.

Что теперь

Таким образом можно увидеть, Threads имеет все шансы как выжить и стать действительно востребованным продуктом, так и прийти в упадок и оказаться на свалке истории, если не предложит пользователям что-то действительно новое. Компания должна показать пользователям, что ее сервис интересен и имеет для них смысл – больший, чем очередная рекламная платформа, каким является инстаграм.