Согласно новым исследованиям, вероятность того, что микробы могут жить в такой среде, невелика, но она все же существует. Облака могут поддерживать биомассу, считают молекулярные биологи из Кардиффского университета в Великобритании и Массачусетского технологического института в США. "Тема обнаружения жизни на Венере достаточно спекулятивна, но вероятность этого не нулевая", – говорят исследователи.

Смотрите также Rocket Lab профинансирует миссию на Венеру для поиска жизни в ее атмосфере

Жизнь на Венере

Перспектива существования жизни на Венере стала гораздо более реальной после обнаружения следов важного газа фосфина в атмосфере планеты в 2020 году. Фосфин может образовываться в результате биологических и геологических процессов, поэтому находка вызвала жаркие споры.

Поверхность Венеры вряд ли пригодна для жизни в том виде, в каком мы ее знаем:

• Температура поверхности в среднем составляет около 464 градусов Цельсия.
  • Для химического процесса жизни необходим растворитель (на Земле – вода), а такие температуры несовместимы с любой жидкостью.
  • Небо Венеры, для которого характерны гораздо более умеренные температуры, чем для поверхности, покрыто облаками серной кислоты.

Предыдущие исследования показали, что серную кислоту можно использовать как растворитель, но это не будет жизнь в обычном смысле, поскольку РНК и ДНК в ней нестабильны. Впрочем, нуклеиновые основания, основные строительные блоки РНК и ДНК могут быть неустойчивыми — в зависимости от того, что они представляют собой.

Исследователи поместили разные нуклеиновые основания в серную кислоту с концентрацией от 81 до 98%, а остальной жидкостью была вода. Аденин, цитозин, гуанин, тимин и урацил оставались стабильными в течение нескольких недель при комнатной температуре от 18 до 21 градуса – такая температура соответствует облакам Венеры. Это означает, что теоретически те же нуклеиновые основания способны вполне благополучно выживать в облаках серной кислоты на Венере. Следовательно, серная кислота может играть ту же роль, что и вода на Земле. Осталось только выяснить, есть ли органический материал прямо в облаках Венеры.

Препятствия

Но есть препятствие в виде гравитации. Любой массе, сколь бы маленькой она ни была, трудно удержаться в воздухе под действием гравитации. Впрочем, вероятная жизнь может найти выход — эффект, называемый негативным фотофорезом, когда для обеспечения движения частиц вверх может использоваться генерируемое светом тепло.