Сообщает 24 Канал со ссылкой на "Украинки".
Смотрите также Выдающийся композитор, для которого требовали наказания у Кучмы: малоизвестные факты о Николае Мозговом
Что стоит знать о Марии Заньковецкой?
Трудно было найти того, кто ею не восхищался
Ее игрой восхищались не только зрители, но и корифеи театра и чиновники. В частности, Кропивницкий подарил ей перстень как знак признания актерского таланта.
Во время выступлений в Петербурге композитор Чайковский прислал Заньковецкой лавровый венок – как символ бессмертия ее таланта. Антон Чехов был поражен ее исполнением роли Елены в "Погонщик или паук", а Лев Толстой не только переписывался с ней, но и планировал написать пьесу специально под нее.
Сказала "нет" императору ради Украины
Во время трехмесячных гастролей в России она вызвала такой неслыханный аншлаг, что сам российский царь Александр III захотел видеть ее в Императорском театре и предложил плату 24 тысячи рублей. Однако Мария достойно ему отказала.
Я не променяю на 24 тысячи рублей 24 миллиона (именно столько украинцев было в то время – 24 Канал),
– ответила Заньковецкая.
Мария Заньковецкая / Фото Wikipedia
Первая руководительница театра в Украине
В 1918 году Заньковецкая стала, фактически, первой в Украине женщиной-руководительницей театра – Украинской народной труппы, которую сама же основала.
За это гетман Скоропадский назначил ей первую в истории независимой Украины пожизненную государственную пенсию. А уже в советский период она первой получила звание народной артистки УССР.
Первая женщина, которая расторгла брак
Одной из первых украинских женщин, которая решилась подать на развод, была именно Заньковецкая. В 33 года она ушла от мужа – офицера Хлыстова, с которым прожила 12 лет.
Заньковецкая была чуть ли не первой украинкой, которая подала на развод / Фото Wikipedia
Из-за его ревности она потеряла ребенка и едва не попрощалась с театром. Однако Мария не расторгла церковный брак, но и взяла всю вину на себя, что в те времена было неслыханным, по тогдашним законам виновный в разводе не имел права еще раз жениться.
Но Заньковецкой было все равно. Еще с юности она любила другого – своего сценического партнера и руководителя театра Николая Садовского-Тобилевича, который и стал причиной ее прихода в театр.
Имела все шансы стать первой Крушельницкой
Заньковецкая вполне могла опередить Соломию Крушельницкую – и во времени, родившись на 18 лет раньше, и по красоте голоса.
Она имела сильное меццо-сопрано, занималась вокалом, и планировала оперную карьеру. Ее выступления на любительских выступлениях в семейном кругу сопровождались овациями.
Но из-за дифтерита потеряла голос. Не желая покидать сцену, она занялась актерством и увлеклась театром.




