7 сентября, во время ежегодного обращения к депутатам Верховной Рады Петр Порошенко заявил, что сделает все для того, чтобы в Украине была своя автокефальная православная церковь. Президент сообщил депутатскому корпусу о том, что он "лично написал письмо Варфоломею I", и что эта часть его выступления в парламенте "адресована не только депутатам и всему украинскому народу".

Читайте также: Главари "ЛНР" планируют использовать УПЦ МП для своей популяризации, – Тимчук

Порошенко выразил надежду, что патриарх Варфоломей услышит его слова, а потому обратил его внимание "на наличие твердой политической воли решить эту проблему, которая существует еще с 1991 года". Президент уверен, что "Украина имеет право на поместную Церковь". Вместе с тем, глава государства подчеркнул, что "появление поместной церкви не означает появления государственной церкви или ограничения прав других православных конфессий".

Это - официоз, который нельзя было не процитировать. А теперь разберемся с дефинициями и вспомним недавнюю историю.

"Второй" Рим - "Третьем": даже не мечтайте

Автокефальная, или поместная церковь - это церковь (в украинском контексте), полностью отделена и унезависима от Москвы и Московского патриархата. Последний, как известно, не признает УПЦ КП, считая киевский престол нелегитимным.

А вселенский патриарх Варфоломей I - это и лицо, которое, грубо и упрощенно говоря, выдает санкцию на существование подобной суверенной церкви.

Сам Варфоломей, который также носит титул предстоятеля Константинополя - Нового Рима, является главой Константинопольской православной церкви. Эта церковь также называют "первой в диптиха", или "первой по чести". Она - краеугольный камень православия. А ее глава, соответственно, «старший» среди других глав церквей.

За приверженность Константинополя Киев и Москва борются фактически с момента распада СССР. При этом чашу весов, которые держит Варфоломей, склоняются то в одну, то в другую сторону.

Так, в начале 1990-х, Варфоломей решительно поддержал Москву. "Патриарх Варфоломей I официально провозгласил, что вселенский патриархат признает только одного канонического митрополита Киевского, Его Высокопреосвященство Владимир (Сабодан), митрополита Киевского и всей Украины", - говорилось в резолюции, составленной по итогам встречи Варфоломея и московского патриарха Алексия II, состоявшейся в 1993 году.


Первый контакт Варфоломея I и Алексия II состоялся в 1993 году. На тот период константинопольский патриарх признавал превосходство главы РПЦ над украинской церковью

Однако прошло десятилетие, и ситуация начала меняться. В 2004-м Варфоломей отверг концепцию РПЦ "Москва - Третий Рим". Претензии России на то, чтобы считаться "Третьим Римом" (читай: колыбелью православия) константинопольский патриарх назвал "богословски несостоятельными". Примерно с этого момента началось охлаждение между РПЦ и Варфоломеем.

Еще больше конфронтация углубилась в 2008-м. Тогда Варфоломей совершил страшный "грех": он прибыл в Киев по приглашению руководства Украины. Участие патриарха в юбилейных торжествах, посвященных 1020-летию крещения Киевской Руси, вызвали острое недовольство со стороны РПЦ и власти РФ.

И - надо сказать - зря. Ведь в Киеве Варфоломей сказал мало обнадеживающего. Вопрос автокефалии для Украинской церкви перед ним поднимал тогдашний президент Украины Виктор Ющенко. Но Варфоломей, обращаясь к украинской нации, изрек такое.

Он заявил, что "не претендует на расширение своих канонических полномочий", подчеркнул, что Большой Константинопольский собор осудил "любые сепаратистские, этнофилетические и националистические тенденции в церкви", напомнил ряд исторических прецедентов и дал понять, что "церковь-мать" имеет не только право, но и обязанность поддержать в пределах устоявшейся православной традиции любое конструктивное и перспективное предложение, которое как можно скорее ликвидировала бы опасные разделения в церковном теле, "чтобы зло не стало больше".


Визит Варфоломея в Киев в 2008-м возлагали немалые надежды. Президент Ющенко ставил вопрос поместной церкви, однако его визави "прошел между капельками"

На первый взгляд, может показаться, что, прячась за подобным высокопарным словоизвержение, Варфоломей не сказал Киеву ни "да", ни "нет". Но он все-таки сказал "нет", ведь никакого признания Украинская православная церковь Киевского патриархата так и не получила.

А в 2010 году, во время визита в Москву, патриарх Варфоломей призвал украинских прихожан "не колебаться, а присоединяться к канонической церкви, которая является кораблем спасения". Понятно, что этот "корабль спасения" имел московскую прописку. Казалось, что дело с автокефалией снова зашла в тупик.

Но чашу весов качнулись в очередной раз.

Читайте также: Посягаются на святое: как Московский патриархат перетягивает на свою сторону украинскую церковь

Борьба обостряется

Патриарх РПЦ Кирилл, который вступил на престол после смерти Алексия II, допустил значительную ошибку. Он начал угрожать Варфоломею I, забыв и о церковной иерархии, и о правилах хорошего тона.

22 января 2016 в Швейцарии состоялось собрание глав православных церквей, куда прибыл и Кирилл. Там глава РПЦ выступил с речью настолько "яркой", что Киевский патриархат охарактеризовал эту речь как "недостойную сана архиерея" и призвал Варфоломея среагировать на подобное поведение.

Однако что же произошло в Женеве? Добрый отчет оттуда предоставило издание The Economist, несколько абзацев из статьи которого мы процитируем.

"Прибыв в Швейцарию, патриарх Кирилл выступил с тщательно выверенным заявлением (...) важный момент (его) касается Украины. Крупнейшими православными институтами в этой стране является всемирно известная Украинская православная церковь Московского патриархата и существующий 25 лет Киевский патриархат, который активно поддерживает украинскую независимость и борьбу властей против повстанцев-русофилов на Востоке. Эти объединения ведут абсолютно одинаковые службы, и главное отличие между ними в том, что они молятся и подчиняются разным епископам.

Для человека со стороны весьма примечательно то, что тысячи приходов по всей Украине, в том числе некоторые величественные места поклонения, сумели остаться под церковной юрисдикцией Москвы, хотя между украинской армией и боевиками, которые пользуются поддержкой российского руководства, идет жестокая война. В рамках стратегии выживания глава Украинской православной церкви митрополит Онуфрий тихо позволил своим прихожанам не молиться публично за московского патриарха, если они ходят на службу в тех местах, где сильные антироссийские настроения.

Однако патриарх Кирилл выступил в Женеве с протестом, заявив, что 30 храмов были "насильственным путем" захваченные в УПЦ Московского патриархата и переданы Киевскому, и как минимум десять других церквей "находятся под угрозой нападения раскольников и националистов, которые выдают то, что происходит за якобы добровольный переход верующих в так называемый Киевский патриархат ".

Московский патриарх Кирилл де-факто шантажирует константинопольский престол расколом. Чтобы не было эксцессов, глава РПЦ требует забыть об автономии для украинской церкви.

Российский иерарх пожаловался, что некоторые епископы, которые утверждают, что они действуют по указанию Варфоломея побывали в Украине и выразили свою поддержку киевской церковной власти, создав тем самым "соблазн" для верующих и духовенства Украины. Его действующий на подсознание сигнал можно истолковать так: даже не думайте о том, чтобы оказывать помощь и признавать Киевский патриархат, потому что в противном случае все дальнейшее внутриправославное сотрудничество будет приостановлено до особого указания.

Эксперты по религии в предупреждении Кирилла прежде всего увидели выпад против Варфоломея. Как в Украине, так и в диаспоре есть много украинцев, которые мечтают о том, чтобы у них в стране была единственная православная церковь, политически близка к Киеву, а духовно - к древнему престолу Константинополя. Иными словами, к патриарху Варфоломею.

Во время визита в Украину в 2008 году Варфоломей постарался сохранить деликатное равновесие, признав законность власти Московского патриархата в этой части мира, и в то же время ободрив украинцев, которые мечтают о единой и независимой церкви. Патриарх Кирилл четко дал понять, что если такое случится, в мировом православии может произойти мощный раскол ", - пишет The Economist.

Читайте также: Журналисты обнародовали шокирующие подробности жизни руководителя секты "Возрождение" Мунтяна

Настроения патриарха

Итак, все выше сказанное произошло в январе прошлого года. А уже 10 марта 2016-го Варфоломей I принимал в своей резиденции супругов Порошенко. Президент с супругой встретились с патриархом в рамках официального визита главы украинского государства в Турцию. Далее - слово пресс-службе Петра Порошенко.


В 2016 году с Варфоломеем I встречался Петр Порошенко. А в 2017-м, обращаясь в парламент, украинский президент заявил, что написал письмо Вселенскому Патриарху. Содержание последнего содержит призывы обеспечить украинской православной церкви независимость.

Как передавали спикеры, президент Украины сообщил, что на встрече с Варфоломеем они говорили "о единой поместной православной церкви, к которой стремится и которой ждет украинский народ".

Порошенко выразил благодарность патриарху Варфоломею за диалог о будущем Украины и за "огромную помощь, которую украинский народ получает от патриарха - постоянную заботу, постоянную молитву об Украине, о ее процветании, о мире на украинской земле, за постоянную помощь, которую мать-церковь оказывает Украине".

В свою очередь, на брифинге для журналистов по итогам встречи патриарх подчеркнул важность визита Петра Порошенко для взаимных отношений, выразил ему удовольствие и благодарность, а также поддержку в установлении мира в Украине.

Этим, однако, главные события 2016 года, которые касаются церковной сферы, не закончились. Наоборот - они только начинались.

Ведь с 19 по 26 июня 2016 на греческом острове Крит проходил собор, на который были приглашены представители 14 автокефальных православных церквей. Из них десять приняли приглашение, а четверо уклонились от него - в частности, и Русская православная церковь.

Чтобы оценить масштаб события, следует заметить, что история православной церкви насчитывает всего семь вселенских соборов. Последний раз православные собирались узким кругом в ... восьмом веке новой эры, то есть 1200 лет назад. А к церковному саммиту на Крите готовились примерно с 1925 года.

Учитывая все приготовления, демонстративное пренебрежение Москвы должно было показаться "критянам" мегапощечиной. Что, очевидно, так и было. Но главное то, что в силу своего отсутствия на соборе Русская православная церковь не присоединилась к принятым на нем решениям.

Не присоединилась, но не исключает своего присоединения в будущем. Собственно, решение Критского собора РПЦ использует для открытого шантажа. Она намекает Варфоломею, что может поддержать собор, однако цена вопроса - все та же украинская автокефалия.

"Москва в дальнейшем торгуется через Критский Собор. Понимая его исключительную важность для вселенского патриарха (как предстоятеля и как личности, потому что это фактически главное дело его патриаршества), МП стремится выторговать себе самое важное: в обмен на присоединение к решениям Собора получить гарантию непризнания автокефалии Церкви в Украине.

Фанар (официальная резиденция Варфоломея I - "24") наоборот - пытается добиться признания решений Собора без связывания рук в "украинском вопросе". Ведь такой сценарий уже был в 2008-2016 гг., И завершился он обманом со стороны Москвы, попыткой сорвать собор и непризнанием его решений. Поэтому у Фанара нет никаких оснований доверять МП сейчас ", - пишет в своем блоге епископ Евстратий Зоря (УПЦ КП).

Заря добавляет, что ритуальными танцами вокруг Критского собора дело не ограничивается. Цель Москвы - привлечь Варфоломея в Россию. Вероятность такого визита, по данным Зари, обсуждалась совсем недавно.

"19 сентября шеф московской церковной дипломатии митрополит Иларион Алфеев посещал вселенского патриарха Варфоломея в его резиденции на Фанаре. По сообщению греческих источников, во время визита он передал приглашение российского патриарха Кирилла посетить в декабре в Москву на празднование 100-летия Поместного Собора 1917-18 гг . и восстановление в РПЦ патриаршества ", - пишет Заря.

Но "официальный сайт дипломатического ведомства МП ничего не сообщает ни о приглашении в Москву, ни о содержании переговоров. Что может означать одно - стороны не договорились. Бегло это подтверждают и греческие источники, указывая на то, что вопрос визита должен обсудить Синод".

О чем еще это может свидетельствовать? - задается вопросом епископ Евстратий.

Кроме попыток решить "украинский вопрос", речь также идет о повышении статуса патриарха Кирилла, который примеряет на себя роль "московского Папы".

Ведь известно, что в западной традиции толкование соборных механизмов считается, что именно санкция римского понтифика предоставляет решением Соборов окончательную легитимность. Так хочет поступить и Кирилл - если и согласиться на решение большого собора 2016 года, то вместе с этим показать, что без санкции Москвы соборные решения не могут вступить в силу. То есть по факту он хочет утвердить за собой то первенство, которое исторически принадлежит Константинополю. Надеюсь, что на Фанаре понимают, которого "троянского коня" хочет им подарить МП, - резюмирует Заря.

Надежды киевского епископа хотелось бы разделить. Однако некоторые российские СМИ все же сообщают о том, что визит Варфоломея в Москву состоится. И даже называют дату - декабрь 2017 года. Полную ясность в этот мог бы внести Константинополь, или же Стамбул, но пока Стамбул молчит, и вместо него говорит Москва. "Третий Рим" не дает покоя другим мировым столицам. Впрочем, как и всегда. Ведь жить без раздора и вражды на его территории так и не научились.

Читайте также: Путин владеет оружием, которое является одним из самых опасных в мире, – капеллан АТО