Слово "карусель" непременно ассоциируется с развлечениями и детскими улыбками. Но само название уходит корнями в XII век. Тогда было не особо до развлечений. Слово карусель буквально означает "небольшая война", то есть особый вид тренировки, в частности, рыцарей-крестоносцев, которые готовились к походу. Всадники действительно крутились по кругу, пытаясь выбить друг друга из седла.
Слово "аттракцион" в те времена тоже имело кровавый оттенок. Тогда так называли любое событие, которое привлекало толпы людей. Например, смертную казнь. Сомнительные конечно развлечения, но и поныне наиболее экстремальные аттракционы собирают сотни зрителей. Например, деревянные американские горки в датском "Дю-э-Гавс-Баккен" – первом в мире парке аттракционов, основанном 1583 году.
Различные методы скольжения и спусков по определенной траектории – это и есть один из первых аттракционов. Так развлекались вельможи в своих парках, подгоняя рельеф под развлечения. Сначала ездили на санках, а затем на вагонетках. Механическая катальная гора – изобретение россиян при Петре 1, потому пол-Европы называет американские горки российскими.
Никто не сомневался в популярности еще одного первобытного аттракциона. В конце XIX века в Чикаго на ярмарке продемонстрировали невиданное чертово колесо или колесо Ферриса, название которого происходит от фамилии его изобретателя Джорджа Фэрриса. Конечно, деревянные аналоги существовали и до выставки. В движение такие колеса приводили вручную.
Читайте также: Вспомнить Все. От Деда Панаса до "Мультфильма на заказ"
Высота аттракциона составляла 80 метров. Для сравнения: самое высокое украинское колесо обозрения в Харькове высотой всего 55 метров. Колесо Фэрриса способно было одновременно вместить более 2 тысяч человек, то есть в каждой кабинке по 60.
Почему колесо Фэрриса на просторах Советского Союза получило название Чертово – настоящая загадка. Наиболее достоверная версия, что название просто перепутали. В Германии этот аттракцион, популярный на Октоберфесте называется "чертовым колесом", видимо, потому, что в центре тебя сам черт не удержит. Название перекочевало в Союз, но прилипло не к тому аттракциону. Ну и пусть, вон у поляков колесо обозрения вообще дьявольской мельницей называется.
Сложней всего с порядком было в очереди на автодром или же просто машинки – едва ли не популярнейший аттракцион. Официальное название этого развлечения – бамперные машинки. Это американское изобретение начала ХХ века. Електорокары работали от тока, который подался на потолок автодрома. Главная миссия – таранить.
Хотя внешне машинки почти ничем не отличались, дети всегда знали, где лучшая, и пытались занять именно ее.
Еще одна карусель, которая вызвала живой интерес – цепная карусель, потому что еще до старта можно закрутить свое сидение на цепях, чтобы потом, раскручиваясь, получить дополнительную дозу адреналина.
С 1960-го и до конца 70-х годов можно было полетать на самолетиках. Почему в один момент самолетики в парках запретили – неизвестно. По слухам, причиной были высокая аварийность и трагические инциденты.
Комната кривых зеркал. Это был максимальный уровень веселья. Удивительно, но туда до сих пор ходят посетители.
Мальчики обязательно заходили в тир. Это было чисто мужское развлечение. Если патроны в тире были за полцены, на машинки проводят без очереди, а на катамаране ты катаешься безлимитно – значит имеешь блат, то есть знакомых среди работников парка.
С начала 90-х паркам культуры начал наступать глобальный конец. Денег на развлечения не выделяли, и много где аттракционы стали просто музеем под открытым небом, где жалобно скрипят ржавые карусели.
Читайте также: Вспомнить Все. Детские ТВ-шоу девяностых