Сначала 7 тысяч инвесторов из Indiegogo вложили в проект украинского программиста Игоря Марцехи 175 тысяч долларов, а затем еще 5 тысяч бейкеров на Kickstarter инвестировали в него 475 тысяч долларов. Насколько сложно гражданину Украины зарегистрировать собственный проект на Kickstarter, как работает бизнес на краудфандинговой платформе и на что пойдут привлеченные средства Carsifi – читайте дальше.
Обратите внимание Электронные документы: как работать агросектору – кейс ОптимусАгро Трейд
Что известно о Carsifi
Украинский проект Carsifi – это беспроводной Android-адаптер для авто. Устройство помогает без всяких проводов подключить телефон к штатной автомобильной магнитоле с технологией Android Auto.В октябре 2021 года проект попал в подборку 5 устройств, которые собрали на Kickstarter гораздо больше денег, чем планировалось.
Как Carsifi стал успешным стартапом
Разработчик Carsifi Игорь Марцеха рассказал изданию "Экономическая Правда", что цель в 10 тысяч долларов на краудфандинговой площадке – это была маркетинговая стратегия.
Если цель в 10 тысяч долларов я достигну в первый день, то в поисковых запросах на Kickstarter проект будет на высоких позициях, то есть кампания будет считаться успешной. Так и случилось – 10 тысяч собрали за несколько дней,
– делится Марцеха.
Впоследствии об украинской разработке написал сайт autoevolution, хотя никаких рекламных кампаний Carsifi не начинала. "Продажи "повалили", и понеслось: репосты, упоминания в СМИ. Сначала была эйфория, а потом – стоп, а смогу ли я в ноябре изготовить 3 тысячи устройств?" – добавил программист.
Основатель Carsifi Игорь Марцеха / Фото фейсбук-страница Игорь Марцеха
Потрясающий успех стартапа не является результатом удачного стечения обстоятельств. За ним стоит тяжелый труд, просчет мельчайших деталей и качественный продукт, пользующийся спросом на рынке.
Разработка, запуск и ведение кампании на краудфандинговых площадках – это отдельный вид бизнеса, поскольку дело нелегкое. Услуги компаний, предлагающих этим заняться, стоят дорого.
Поэтому опыт Марцехи, который почти самостоятельно запустил и провел кампанию, бесценен. Тем более, Kickstarter формально не позволяет гражданам Украины проводить на своей площадке кампании.
Украинская разработка Carsifi: смотрите видео
Зарождение идеи
Идея создать беспроводной Android-адаптер пришла к Игорю, как это часто бывает, случайно. Во время поездки машиной на работу программист застрял в пробке, потянулся достать что-то из заднего сиденья и задел телефон, подключенный через кабель к системе Android Auto.
Если шнур хоть чуть-чуть отсоединяется – все отключается. Еду и думаю: почему нельзя это все сделать через wi-fi? Начал искать такие устройства на Aliexpress, Amazon, загуглил – нет. Если нет, то нужно сделать,
– рассказывает разработчик.
Идея возникла в 2019 году, и Игорь приступил к разработке. Он приобрел разные платы и проводил тестирования. Разработка прогрессировала не слишком быстро из-за технических сложностей, рождения ребенка и занятости на основной работе.
Прототип устройства появился в 2020 году. Тогда юноша готовился начать кампанию на Kickstarter. Сделать это можно за день, но из других стран.
На тему Краудфандинг для бизнеса: как работает и эффективный ли он в Украине
Регистрация юрлица за границей
Все финансовые операции Kickstarter проводит через не действующий в Украине платежный шлюз Stripe, поэтому выбрать наше государство, как место регистрации кампании по сбору средств, невозможно.
Зарегистрировать украинский проект на краудфандинговой площадке, не выезжая из страны, можно двумя способами:
- Найти посредника – резидента страны, поддерживаемой площадкой. Этому человеку нужно предоставить все права на доступ к аккаунту, в том числе к собранным деньгам.
- Зарегистрировать в другой стране компанию на свое имя и затем зарегистрироваться на Kickstarter как юрлицо.
Игорь избрал второй вариант.
Я прочел много информации о том, как зарегистрировать компанию в США. Время, которое я должен был потратить на разработку и маркетинг, потратил на изучение юридических вопросов,
– вспоминает предприниматель.
В Stripe существует услуга Stripe Atlas, которая позволяет зарегистрировать юрлицо в штате Делавер за 500 долларов. Из них 400 – это стоимость регистрации, а 100 – годовой абонемент.
После регистрации следует ожидать получения EIN (американский аналог ИНН). Его Игорю предоставили через 3 месяца, отправив по факсу.
Банковский счет
На этом этапе возникали сложности, ведь для открытия банковского счета в США в большинстве случаев требуется физическое присутствие заявителя. Предпринимателю все же удалось открыть счет онлайн в Mercury, который тогда предоставил доступ для резидентов Украины.
Подготовка кампании
Готовить маркетинговые материалы для кампании Игр начал в июне 2021 года. Речь идет о фото, видео, текстовой и графической информации о продукте, стартапе, его целях, планах и опыте, а также данные об учредителях, стоимости продукта и его возможностях, особенностях поддержки, гарантийных обязательствах.
От структурированности и качества подачи информации на 90% зависит успех проекта. Собственный логотип и фирменный цвет у Игоря уже были. Далее бизнесмен разработал схему расположения информационных блоков.
Мне посоветовали использовать в маркетинговых материалах не изображения, а гифки. Необходимо показать, как работает устройство. В моем случае, это гифка о том, как подключить USB-кабель и нажимать кнопку на устройстве,
– делится Марцеха.
Интересно Доходы украинских фрилансеров выросли на 20%: сколько они зарабатывают сейчас
Собранные средства
По данным Kickstarter, компания Carsifi собрала 475 тысяч долларов от 5 194 бейкеров. Это не значит, что на американский счет Игоря "упали" почти полмиллиона долларов. Площадка снимает деньги с бейкеров только после окончания кампании. 7% инвесторов не заплатили: люди либо удалили карту, либо истек срок ее действия, либо они передумали.
В течение определенного периода каждые два дня Kickstarter пытается снять сумму, вложенную бейкерами в проект. В итоге 1,5% инвесторов не заплатили около 7,1 тысячи долларов.
Кроме того, от собранной суммы Kickstarter удерживает 5% комиссии, еще около 3,5% – Stripe. Следовательно, на счет предпринимателя поступило не 475 тысяч долларов, а на 10% меньше – 427 тысяч.
Это только моя ответственность, я должен выполнить обещанное бейкерам. Есть 5 тысяч бейкеров, мне нужно, грубо говоря, отправить им 5 тысяч девайсов. После этого я смогу выдохнуть, потому что сейчас не выдыхаю,
– рассказывает разработчик.
"Если растрачу средства или случится форс-мажор, то финансовые последствия будет покрывать юридическое лицо, которое я зарегистрировал. То есть состоится процедура банкротства по законам США. Это "минус" в карму, так нельзя делать. Моя задача – отправить бейкерам их адаптеры, а деньги на корпоративном счете я могу отправлять своим подрядчикам. Должны быть инвойсы, договоры, чтобы в конце года я отправил отчет в налоговую США", – говорит предприниматель.
Читайте также Работа в IT: какие компании в Украине предлагают больше всего работы айтишникам
Уникальность устройства и кто его покупает
Carsifi производит китайский завод по заказу Игоря. Добавленная стоимость и уникальность продукта заключается в софте и концепции устройства, результате разработки предпринимателя.
Carsifi – это проект одного человека. На контрактной основе с Игорем работают два специалиста. Один из них – инженер, специализирующийся на низкоуровневом программировании. Он помогал создать прошивку для устройства.
Мобильное приложение помог разработать другой товарищ Игоря. Все расходы предприниматель покрывает из собственных сбережений. Несколько похожих устройств разработчик находил у китайских производителей, но их стоимость превышала ценник украинского разработчика (89 долларов).
При этом объем рынка огромен. Автомобили с системой Android Auto производители начали выпускать с 2015 года. То есть последние шесть лет подавляющее большинство машин сходило с конвейеров с проводным интерфейсом подключения смартфона.
Рынок велик. Проблема в одном: китайцы не могут сделать 100 тысяч девайсов из-за проблемы с чипами. Чтобы создать мое устройство, нужно собрать полноценный миникомпьютер, 5-герцовый wi-fi, мощный процессор.
"Если я начну продавать продукт с собственного сайта напрямую, все будет разлетаться как горячие пирожки, но китайцы пока не могут обеспечить необходимое количество компонентов", – объясняет Марцеха.
Наибольшее количество устройств на Kickstarter заказали бейкеры из США – 70%. На втором месте Германия – 4,7%. Далее следуют Канада – 3,7%, Австралия – 3,4%, Великобритания – 3,2%, Испания – 1,6% и Италия – 1,4%. На Украину выпало 0,5% заказов.