Какие изменения ждут закон пока не известно. Поэтому журналисты сайта "24" решили проанализировать старый законопроект.
Насколько подешевеют авто
Новые акцизы позволят ввозить автомобили из-за рубежа значительно дешевле. Если на авто с большим объемом двигателя меньшие акцизы не слишком повлияют, то на двигатели от 1,5 до 3 литров стоимость будет существенно ниже.
ТЕСТ: 20 или 40%? Какая инфляция в Украине по итогам 2015
К примеру, по новым акцизам для растаможивания автомобиля с двигателем 1 л надо будет уплатить 63 евро вместо 1761 евро. За растаможивание автомобиля с двигателем 2 л — 534 евро вместо 4882 евро. А для наиболее популярных автомобилей с двигателем 1,5 л — вместо 3 тысяч евро оплатить надо будет 90 евро.
Сниженый акциз касается только бензиновых и дизельных двигателей.
Что будет с контрабандой
По словам Олега Назаренко, директора Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров, теперь контрабандисты "разгуляются" на полную, ведь смогут завозить новые автомобили "под видом" старых без платы налога. И хотя контрабандно, говорит эксперт, тоже ввозили новенькие машины по процедуре бывших в употреблении и соответственно по меньшему НДС, однако, до принятия закона акциз был выше, и это, так сказать, "сглаживало" такой ввоз.
Олег Назаренко утверждает, что "снижение цены на бывшие в употреблении иномарки является хорошим нововведением для обычных людей, но в то же время — ящиком Пандоры для контрабандистов".
Как это повлияет на рынок автомобилей
Назаренко считает, что никак. Процесс покупки автомобиля "для себя" не повлияет на авторынок в Украине в целом. Приведем пример с конфетами. Если человек купил в Германии конфеты, привез их в Украину и сам ест. На рынок конфет это не повлияет. Так и с авторынком.
Одна иномарка в год
Заметим, что купить дешевле подержанную иномарку можно будет только для собственного пользования, а не на продажу. То есть, одна машина — один раз в год. Чтобы продать такое авто в течение года — нужно будет растамаживать его по акцизным ставкам, которые действуют сегодня.
Ограничения
Однако, по сниженным акцизам нельзя будет купить старые авто, выпущенные до 1 января 2010 года.
Новые акцизы не распространяются на иномарки, которые не соответствуют экологическому стандарту Евро 5 (который вводится в действие в Украине в этом году).
Читайте также: Что такое автомобильный экостандарт, как с этим жить украинцам
Также уменьшенные акцизные ставки на автомобили не распространяется на автомобили, ввезенные из России или оккупированных территорий Украины.
Снижение акцизов — навсегда?
Нет. Снижение акцизов будет временным и будет действовать до 31 декабря 2018 года. Но! С 1 января 2018 года, в Украине должен быть введен стандарт Евро 6, запрещающий импорт авто старше 3-4 лет стандарта Евро 5. Поэтому в последний год выбор автомобилей будет очень ограниченым.
Последствия закона
По мнению Богдан Глядыка, снижение акцизов при растаможивании будет способствовать спросу на импортные машины и уменьшению интереса к отечественным авто.
Из плюсов — это должно улучшить средний возраст автомобилей. Ведь в Украине транспортные средства — одни из старейших, служат 18,5 лет.
В общем, по мнению юриста, новый "автомобильный" закон увеличит официальный ввоз автомобилей из-за границы, а это, в свою очередь, приумножит поступления в государственную казну от их растаможивания.
Вето или нет?
Отметим, 2 июня Олег Березюк, председатель фракции "Самопомич", заявил, что президент Петр Порошенко наложил вето на закон о снижении акцизного сбора на бывшие в употреблении иномарки. Однако, в Администрации Президента такое заявление опровергли.
В свою очередь Владимир Дубровский, эксперт группы "Реанимационный пакет реформ", в комментарии сайту "24" рассказывает, что президент может иметь частные интересы, запрещая снижать акцизный сбор на иномарки.
Можно сказать, мотив в том, что Порошенко был связан с автомобильным бизнесом. Есть предположение, что и сейчас с ним связан. Поэтому у него могут быть собственные интересы или интересы друзей,
— отметил он.
С другой стороны, говорит Дубровский, может быть политическая договоренность и давление со стороны регионалов, которые на самом деле этот бизнес в Украине контролируют. Возможно они там как-то сторговались.
Единственным объективным преостережением, по мнению эксперта, может быть опасение, что украинцы начнут массово скупать валюту, чтобы ввезти автомобиль.
Но это предостережение абсолютно ложное, мне трудно представить людей, которые имели какие- то гривневые сбережения и их конвертировали в валюту, чтобы ввезти подержанный автомобиль. Я думаю, таких людей будет очень немного,
— подчеркивает Дубровский.
Политически, добавляет эксперт, это был бы очень удачный шаг, если бы президент этот закон подписал, и украинцы среднего класса получили бы "за все проблемы, которые имеют, хотя бы какой-то утешительный приз". А если президент его ветирует, то это просто сокрушительный удар по его репутации и рейтингу, комментирует специалист