Смертельная Черная пятница
День без покупок (Buy Nothing Day) – создан в первую очередь в противовес праздника шопинга или как его называют Черная пятница. День отказа от покупок отмечают на следующий день после Дня благодарения – 24 ноября, именно в этот день и стартуют рождественские распродажи.
Читайте также: День без автомобилей: 7 шокирующих фактов, как машины убивают нашу планету
С инициативой отказаться от покупок выступил канадский журналист Калле Ласн. По его мнению, причину финансового кризиса нужно искать не в ликвидности или нерегулируемых рынках, а в культуре избыточного и бездумного потребления.
Со временем этот праздник приобрел новые смыслы. Не только противостоять и предотвращать чрезмерному потреблению, а еще и спасать человеческие жизни. Длинные очереди, тычки локтями, ругань и даже драки – типичный сценарий черной пятницы. Конечно, пока в Украине еще традиция дня распродаж только приживается и до травматических ситуаций не доходило. Но в США – фиксируют не только травмирования людей во время погони за скидками, но и смерти.
Драка во время черной пятницы (2015) – видео
В 2016 году сразу после открытия дверей торгового центра Walmart в американском городе Рино, штат Невада, одного из посетителей застрелили во время драки за место для парковки; еще один был убит на парковке при универмаге Macy's в Атлантик-Сити в штате Нью-Джерси. В 2008 году толпа покупателей, которая ворвался в Walmart на Лонг-Айленд, штат Нью-Йорк, затоптала 34-летнего сотрудника торгового центра.
Драка во время черной пятницы – видео
Серьезные увечья и смерти стали неотъемлемой частью погони за скидками – в 2006 году даже появился сайт blackfridaydeathcount.com, где ведется учет жертв праздника потребления. Согласно статистике, только с 2006 года черная пятница унесла жизни 10 человек, еще более сотни были ранены.
Только этот факт заставляет задуматься над тем, стоит ли дешевая футболка или новый смартфон жизни другого человека.
Черная пятница: статистика смертей
Чрезмерное потребление: чем это грозит
Отказаться от покупок только на один день – это способ напомнить себе, что чрезмерное потребление имеет негативные последствия не только в виде смертей на черную пятницу, но и крайне вредно сказывается на экологии.
Мы каждый день забиваем чем-то мешки для мусора – их содержимое немало говорит о наших потребностях, которые разрослись за последнее время до невероятных масштабов. По данным Международной ассоциации твердых отходов (ISWA), за 2013 год во всем мире было произведено 1,84 миллиарда тонн твердых бытовых отходов. В среднем за год каждый отдельный человек произвел 271,7 килограмма мусора. И эти цифры неуклонно растут.
Чрезмерное потребление: проект американского фотографа "7 дней мусора"
Призывают сопротивляться чрезмерному потребления и в искусстве. Так, американского фотографа Грегга Сегала настолько обеспокоило, как много хлама производят люди за свою жизнь, что он решил продемонстрировать это как можно нагляднее. Он попросил своих друзей, знакомых и соседей лечь посреди мусора, который у них накопился за неделю, – сделанные фотографии Сегал собрал в серию "7 дней мусора". Масштабы впечатляют, правда?
Чрезмерное потребление: проект американского фотографа "7 дней мусора"
Наиболее известный аргумент сторонников Дня без покупок акции заключается в том, что в странах с высоким уровнем жизни проживает только 20% населения земного шара, а используют они более 80% всех природных ресурсов Земли. Что является не только несправедливым распределением богатств нашей планеты, но и наносит чрезмерный ущерб окружающей среде.
То есть, средний житель США покупает в пять раз больше товаров, чем мексиканец, в десять раз больше, чем китаец, и в тридцать раз больше, чем гражданин Индии.
Главный аргумент сторонников Дня без покупок
То, что мы живем в обществе массового потребления – ни для кого не секрет. Современному человеку нужно не только обладать определенным количеством материальных ценностей, но и постоянно их обновлять и приумножать. Об этом говорят регулярные, с интервалом в 3-4 недели, смены коллекций в магазинах одежды, постоянные выходы новых моделей телефонов, планшетов, компьютеров, бытовой техники, автомобилей.
Парадокс заключается в том, что человеку на самом деле не нужны так хорошо навязывании всеми доступными средствами товары или услуги. Если бы с лица земли моментально исчезли все McDonald's или даже гигант Apple, ничего страшного бы не произошло. Это не жизненно необходимые вещи, но это те вещи, о необходимости которых нам говорят едва ли не ежедневно.
Чрезмерное потребление: проект американского фотографа "7 дней мусора"
Однако дело не только в расходовании денег или накоплении новых вещей. Вы не задумались о том, куда ненужные больше вещи деваются? Каждая наша покупка умножает количество мусора на планете и уменьшает земные ресурсы.
Чрезмерное потребление: проект американского фотографа "7 дней мусора"
Акции на День без покупок
Откровенно бойкотировать черную пятницу начали с конца 1990-х годов. По данным сайта adbusters.org уже в 2016 году День без покупок праздновали в 60 странах! А значит аж в 60 странах люди бойкотировали распродажи.
В знак протеста против сверхпотребления в этот день участники движения демонстративно режут кредитные карты; изображают зомби, массово прогуливаясь вдоль стеллажей супермаркетов; выстраиваются в длинные очереди с пустыми тележками; на сутки отключают телефоны и телевизоры, не пользуются общественным транспортом и автомобилями, не включают свет и электроприборы или едут отдыхать на природу.
Парад зомби на День без покупок 2015
Создатели Cards Against Humanity предложили всем желающим перечислять деньги на выкапывание огромной "Праздничной ямы" и обещали не останавливаться, пока будут поступать пожертвования. Выбрасывать деньги – так выбрасывать.
В 2016 году люди пожертвовали более 100 тысяч долларов на копание ямы! Сам процесс транслировали в прямом эфире. Страница акции расположена по адресу holidayhole.com.
Люди в прямом эфире видели, как расходуются их деньги... на копание никому не нужной ямы
В 2015 году создатели Cards Against Humanity предложили пользователям заплатить пять долларов и ничего не получить взамен. Акция принесла авторам более 71 тысячи долларов, собранную сумму руководство компании распределило между сотрудниками.
День без покупок: тратить деньги так тратить
В 2014 году организаторы заработали 180 тысяч долларов, продавая коровий навоз.
Коробочки с коровьим навозом купили 30 тысяч человек
Greenpeace также всячески поддерживает инициативу проведения Дня без покупок и использует его для повышения осведомленности о воздействии на окружающую среду индустрии моды.
"Из-за своей дешевизны одежда является одной из самых популярных категорий покупок в черную пятницу. При ее производстве используется настолько ценная сегодня пресная вода, а реки загрязняются токсичными веществами", – отмечают в организации.
В День без покупок призывают снизить уровень избыточного потребления
Единственный способ исправить эту ситуацию – снизить уровень потребления. Часто мы выбрасываем вещи не потому, что они стали непригодными для использования, а потому, что они вышли из моды или устарели по своим параметрам. И наша планета просто не в состоянии справиться с переработкой такого количества мусора.
К тому же, этичное потребление (противовес чрезмерному потреблению) касается не только одежды или техники. Сторонники этого движения призывают к осмотрительному использованию всех ресурсов планеты – обращать внимание на то, что едите, что одеваете, или тестируете вашу косметику на животных и тому подобное. Главные принципы – это гуманность и умеренность.
Как присоединиться к Дню без покупок
Сайт Buy Nothing Day предлагает начать с малого – всего одного дня. Просто в течение 24 часов не покупайте ничего. Не обязательно это делать только сегодня, выберите другой день – пользы от этого меньше не будет.
День без покупок, разумеется, не изменит вашу жизнь, но если вы возьмете его за привычку, вы увидите разницу.
Меньше шоппинга, больше жизни,
– говорится на сайте.
Главные принципы этического потребления – это гуманность и умеренность
Однако ограничить себя в покупках бывает очень трудно, а иногда и невозможно. Поэтому психологи советуют придерживаться нескольких простых правил ежедневно, чтобы сэкономить свой собственный бюджет от неоправданных расходов.
Как покупать меньше:
- психологи утверждают, что время, затрачиваемое на выбор одежды и его качество, непосредственно связаны с уровнем образования покупателя: чем он выше, тем меньше времени тратится на выбор и тем более высокого качества покупаются обновки. Поэтому читайте и развивайтесь!
- ходите в магазин с наличными, а не банковской картой. Берите ровно ту сумму, которую вы можете позволить себе потратить – эти меры предосторожности уберегут от лишних расходов;
- по статистике наибольшие расходы происходят в день получения зарплаты: на радостях человек скупает все, что понравится. В день зарплаты лучше вообще ничего не покупать, а подождать день-другой;
- всегда имейте с собой список покупок и не ходите по магазинам на голодный желудок;
- если отправляетесь за новой одеждой, то пересмотрите уже имеющийся гардероб – как одежду, так и обувь, аксессуары и белье.