Фонд госимущества, нарушив процедуры рассмотрения законопроектов, втихаря передал в Верховную Раду проект закона об упрощении приватизации. В парламенте его официально не зарегистрировали.
Времени мало, Национальное антикоррупционное бюро наступает на пятки руководству госкомпаний. В НАБУ расследуется более 400 производств, львиная доля касается коррупции на государственных предприятиях.
Похоронить в Фонде
В ФГИУ годами не могут выставить на продажу предприятия
Аудит Минагрополитики на предприятии "Укрликтравы", владеющей 11 тысячами га земли, установил, что предприятие сбывало свою продукцию по заниженной цене и закупало необходимые товары — по завышенной. В МВД даже возбудили уголовное дело по этому факту в августе 2015 года, но оно исчезло в недрах министерства.
Читайте также: Эпоха приватизации в Украине: не воровать невозможно оставить
Следует заметить, что чуть раньше правительство передало "Укрликтравы" в Фонд госимущества. С тех пор прошло уже два года, однако дело не расследуют, а дату продажи не объявляют. 11 тысяч гектаров словно провалились сквозь землю, глубоко спрятавшись в закоулках Фонда.
Таких крупных объектов, застрявших в ФГИУ, более двухсот: госпредприятельства "Украина", "Киевпассервис", "Лимарское", "Чутово", "Полтавасадвинмаркет", "Коневодство Украины", "Сервис" — это лишь небольшая часть, которая иллюстрирует несостоятельность ФГИУ долбить эту скалу.
Почему так происходит, пытается объяснить первый заместитель министра экономразвития и торговли Максим Нефедов.
В ФГИУ наблюдается существенный конфликт интересов. С одной стороны Фонд управляет предприятиями, а с другой — должен их продавать,
— говорит чиновник.
В правительстве считают, что система приватизации в стране вообще парализована. Предыдущий механизм приватизации является "идеальным для идеальной страны", а в наших условиях он не работает. Итак, нужно что-то менять, в том числе и законодательство. По его мнению, процесс надо существенно упростить и убрать "узкие места", которые позволяют затягивать продажу.
Правительство и Фонд госимущества разработали законопроект, который предложил подготовку и оценку госкомпаний, если их стоимость не достигает 250 миллионов гривен.
Что будет в новом законе?
По поводу изменения законодательства в сфере приватизации продолжаются дискуссии
Нефедов объясняет, что процесс оценки и подготовки объектов к приватизации — очень субъективный и требует много времени. Следовательно, необходимо принять новое современное законодательство в сфере приватизации, которое позволит максимально упростить процесс разгосударствления.
Оценить можно, например, ритейл-компании, операторов связи, однако Фонду госимущества приходится браться за что-то вроде неработающих электростанций, которые еще нуждаются в ремонте дамбы.
В дополнение любые оценщики рискуют стать предметом давления силовиков и активистов. История с "Мазератти" (имущество неплатежеспособных банков — "24") хорошо это демонстрирует.
Публика возмущалась, что элитное авто с сожженным сцеплением продали за 380 тысяч гривен — сумма маловата, но никто не верит, что на авто не было спроса 2 года.
Если вам нужен процесс, то оценку можно оставлять и ставить объектам высокую цену и ждать, что когда-то их приватизируют. Формально претензий нет, и результата тоже,
— отметил Нефедов.
Апеллируя к правительству, эксперт Дмитрий Качур выражает противоположное мнение. Чиновники просто не знают, чего хочет бизнес. Оценка объекта — это первое, что будет интересовать инвестора. Человек, когда покупает бизнес, заказывает оценку — это основа.
Подготовка и оценка являются двумя сторонами одной медали — это дорожная карта. Без нее бизнес никогда не заинтересуется ни одним объектом,
— считает эксперт.
Качур уверяет, что "узких мест" в нынешнем законодательстве нет, и оно рабочее. Приватизации мешает произвол чиновников, которые спешно выводят ресурсы из госпредприятий, чтобы успеть к рассмотрению документа в Раде.
Этим Качур объясняет действия Кабмина, который намеренно передал в Верховную Раду законопроект в обход общественных обсуждений.
Наибольшей коррупционной лазейкой эксперт называет распределение предприятий, более дешевых и более дорогих 250 миллионов гривен. В нее не попадают большинство крупных предприятий, которые сегодня инфицированы коррупцией.
Если эти предприятия продадут без оценки и подготовки, то все документы и доказательства кражи останутся достоянием истории, а не антикоррупционных органов.
Не нравится такое распределение предприятий и бывшему руководителю Фонда госимущества Александру Бондарю, при котором был вторично продан "Криворожсталь" индусским инвесторам. Он считает, что градация предприятий уже создана, а предложенный вариант напоминает "изобретение велосипеда".
Читайте также: Украинские премьеры никогда не разбирались в приватизации, — экс-глава Фонда госимущества
После общественных обсуждений в Фонде задокументировали, что оценка и подготовка возвращаются в новый закон. Сейчас в правительстве называют формирование нового законодательства в сфере приватизации мучительным процессом, а текст законопроекта проходит пересогласование с новым руководством Фонда.
"У нас есть определенные разногласия в понимании, как должна работать приватизация", — подытожил законодательные перипетии Максим Нефедов. Интригой остается, какая версия закона попадет в зал Верховной Рады.