Война заставила Украину полностью переориентироваться на европейское горючее и налаживать для этого новую транспортную сеть. Эти процессы требуют времени.

Обратите внимание Страховка для криптотрейдера: что такое опционы и как на них заработать

Когда появится достаточно топлива

Сергей Куюн, директор Консалтинговой группы А-95, ожидает , что дефицит горючего немного погаснет до конца мая. При этом ограничения останутся, хоть и ослабят. Но, по словам эксперта, это только первый этап. И уже в июне украинский топливный рынок будут ожидать новые вызовы, в частности из-за жатвы.

Полностью проблемы с дефицитом должны исчезнуть, когда Украина наладит новые транспортные коридоры из Европы. Новая система поставки может заработать до августа .

Высокие цены и длинные очереди делают свое дело, потребление понемногу падает. В то же время снабжение понемногу, но растет. Активно увеличивается объем поставок автотранспортом, в том числе через оперативное снятие бюрократических преград. Но главная проблема с железнодорожными партиями, тоже имеющая перспективу постепенного решения,
– заявил Куюн.

Основная проблема – логистика

Горючее для Украины есть. Но проблема – в его доставке сюда. Как сообщил Куюн Эспрессо , украинские компании еще в апреле законтрактовали очень большие объемы нефтепродуктов. Только самые мощные операторы должны были произвести предоплату на сумму 200 миллионов долларов. Но транспортная система Европы не способна быстро это горючее доставить Украине.

Проблема не в Украине. Проблема в том, что Европа оказалась не готова к таким объемам. То есть нет локомативов, нет железнодорожных цистерн, нет координации между железными дорогами разных стран.

Сергей Куюн

Директор Консалтинговой группы А-95

Проблемы с логистикой уже решают:

  • Украина и Польша договорились о безразрешительном движении перевозчиков горючего.
  • США помогут Украине работать над повышением эффективности работы автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска на западных границах.
  • На форуме в Польше Украина договорилась увеличить объемы поставок в ближайшее время, обсудив с логистическими компаниями. В частности, синхронизировали графики украинской и польской железных дорог, чтобы поставлять топливо более эффективно.

Что будет с ценами на горючее

Правительство пересмотрело цены на бензин и дизель . Теперь премиальные марки горючего могут стоить не больше:

  • Бензин А-95 – 41,85 гривны за литр;
  • Дизтопливо – за 44,42 гривны за литр.

Как только начались проблемы с дефицитом горючего, звучали многие призывы об отмене государственного регулирования цен. В частности, к такому временному шагу призвал и Сергей Куюн, мол, себестоимость горючего была выше розничных цен, и из-за этого его не завозили. Но теперь и он выступает против отмены госрегулирования.

Взлет цен до 60 – 70 гривен за литр прибьет спрос, прекратит спекуляции с перепродажей горючего и обеспечит свободную продажу. Но в таких ценах будет 100% прибыли (которую между собой разделят оптовики и АЗС). Это никак не поможет поставлять горючее больше и быстрее… Как такие цены будут платить люди, которые беднеют на глазах из-за падения экономики,
– заметил Куюн.

Поэтому проблема не в том, что правительство сдерживает цены, а в том, что нет как завезти. Правда, некоторые АЗС спекулируют и продают по более высоким ценам через свои мобильные приложения.

Когда топливо подешевеет

Цены на горючее могут стать дешевле только, когда упадут мировые цены на нефть. По словам Куюна, сейчас Украина закупает нефть даже по более высоким ценам, чем в Европе.

Европейцы тоже люди, они видят этот спрос, и они ценники прикручивают очень существенно. Поэтому, если упадет цена в мире, мы это тоже ощутим,
– объяснил топливный эксперт.

Отметим, что сейчас цены на нефть – на своем историческом максимуме. Так, марка Brent 17 мая торгуется на уровне 115 долларов за баррель, по данным Investing.com.

Почему возник дефицит топлива

  • С началом полномасштабной войны России против Украины, мы потеряли наши традиционные источники поставки топлива.
  • Добавило проблем уничтожения оккупантами Кременчугского нефтеперерабатывающего завода и десятков нефтебаз.
  • Украина вынуждена переориентироваться на новые источники поставок, с которыми раньше вообще не сотрудничала.
  • Однако Европа не смогла быстро наладить свою транспортную систему так, чтобы обеспечить доставку необходимого количества нефтепродуктов в Украину быстро.

К теме – когда горючее появится на АЗС: смотрите видео