С помощью таких техник агрессор может попытаться обойти нефтяные санкции Запада.

Актуально Нефтяное эмбарго против России начало действовать: удастся ли ей обойти санкции

Подозрительные путешествия "Капитана Щемилкина"

Российский нефтяной танкер пытался скрыть свое местонахождение, используя методы нарушения санкций. Это добавляет еще больше доказательств, что связанные с Москвой операторы получили средства для обхода западных ограничений на экспорт нефти.

В последние месяцы мы видели, как российские танкеры выполняют то, что выглядит как практичные рейсы [для санкций],
— сказал Самир Мадани, соучредитель и исполнительный директор TankerTrackers.com, службы, отчитывающейся о поставках сырой нефти.

GFW, которая отслеживала тайное судоходство в рамках своей работы по защите рыболовства, обнаружила, как "Капитан Шемилкин", 138-метровый танкер для рафинированного топлива, совершил два рейса, используя методы сокрытия, впервые введенные Венесуэлой и Ираном.

Судно впервые посетило морской причал близ Мальты с мая по июль, а через месяц посетило электростанцию Teknecik на Северном Кипре, согласно выводам аналитиков. В обоих случаях танкер транслировал ошибочные позиции через транспондер системы автоматической идентификации (AIS) — устройство безопасности, непрерывно транслирующее позицию судна, показывая, что оно плывет по кругу в греческих водах.
Подделка "Капитана Шемилкина" была незаметна по сравнению с другими экипажами, которые, например, посылали сигнал об отплыве в идеальных геометрических формах. Берн Бергман, аналитик данных, работающий в GFW и SkyTruth, другой экологической неправительственной организации, сказал: "Мы видим целый ряд ошибочных следов — и, в общем-то, они становятся более реалистичными".
GFW использовал спутниковые изображения Европейского космического агентства, чтобы показать, что Kapitan Schemilkin не был там, где он якобы находился. Судно такого же размера, не транслировавшее позицию, было замечено на мальтийском причале, а затем на Северном Кипре на фотографиях, сделанных Planet Labs.
Фотография от 19 августа, на которой показано судно, предположительно капитан Шемилкин / Planet Labs of Northern Cyprus

AIS является открытой системой, поэтому она уязвима. Однако мы также смогли разработать надежные решения для выявления манипуляции позицией. Так что операторы судов, которые решат сделать это, просто привлекут внимание к себе,
– сказал Бергман.

GFW также выяснил, что, когда корабль утверждал, что плывет от Греции, его сигналы иногда улавливали телекоммуникационные спутники не в той части Средиземного моря. В разные моменты путешествия "Капитан Щемилкин" также сообщал другие суда через AIS, направляющийся в Мальту и Северный Кипр.

К примеру, по данным GFW, танкер под названием Tina 5 недавно передавал сигналы о том, что он забрал нефть у Анголы в конце сентября и начале октября. Однако неправительственная организация отметила, что в то время, когда судно утверждало, что загружается у африканского побережья, сигналы AIS судна были уловлены спутниками и наземными антеннами, что свидетельствует о том, что судно пересекло Атлантику и находилось в Венесуэле; Затем TankerTrackers.com сфотографировал судно в Венесуэле.

По данным AIS, Tina 5 перегрузила свой груз на другое судно у Малайзии в прошлом месяце и теперь снова у западного побережья Африки. Однако GFW обнаружил, что недавние сигналы были приняты спутниками значительно западнее его заявленного положения, что свидетельствует о том, что Tina 5 снова пересекает Атлантику в Венесуэлу. FT не удалось связаться с владельцами судна для комментария.