Для обстрелов Украины: Россия использует китайские компании для производства дронов
- Россия использует китайские компании для получения технологий производства дронов.
- В то же время Китай официально отрицает поставки военных технологий России, но некоторые китайские компании все же сотрудничают с российскими партнерами.
Москва использовала дружеские связи с Пекином, чтобы обойти западные санкции и получить знания для производства дронов для атак на Украину. Документы, которые получили в Bloomberg, подробно описывают ранее не известный пример российско-китайского сотрудничества в области оборонных технологий.
Что известно о сотрудничестве России и Китая
В частности, документы показывают, как чувствительные технологии могут попадать из Китая в Россию, даже если правительство Си Цзиньпина заявляет, что он не поставляет вооружение ни одной из сторон, пишет 24 Канал со ссылкой на издание.
Читайте также Зеленский подписал новый особый пакет санкций, которые нанесут ущерб России
Aero-HIT, которая получает государственное финансирование в России, утверждает, что ее производственный завод вблизи аэропорта в городе Хабаровск сможет выпускать до 10 000 дронов в месяц в этом году. Также компания планирует расширить производство более современных моделей.
Среди ее продукции – Veles, дрон FPV, который позволяет пилотам следить за полем боя в режиме реального времени. FPV-дроны могут стоить от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов в зависимости от конфигурации.
Один контракт на 100 дронов Veles был оценен в 8 миллионов рублей, то есть примерно по 1 000 долларов за дрон.
В частности, еще в прошлом июне Министерство финансов США ввело санкции против Aero-HIT, заявив, что дроны Veles, которые она производит, "использовались российскими войсками, базирующихся на Херсонщине, против украинских целей".
Документы, датированы с конца 2022 года по июнь 2025 года, демонстрируют, насколько Москва пытается скрыть своих поставщиков и доставлять оборудование в войска, часто используя посредников, которые работают в других сферах, например кейтеринг авиалиний, поставки сельхозпродукции или транспортировки морепродуктов,
– объяснили в Bloomberg.
Обратите внимание! Aero-HIT в июне этого года обратилась к руководителю департамента междисциплинарных исследований и спецпроектов Минобороны России с просьбой финансовой поддержки для расширения производства путем локализации дрона Autel EVO Max 4T.
О чем говорится в письме Aero-HIT?
Письмо содержит финансовые планы на инвестиции в 7,1 миллиарда рублей (90 миллионов долларов) и график предполагаемых поставок в течение 28 месяцев, говорится о том, что российская компания сотрудничает с инженерами Autel с начала 2023 года. Отношения между двумя компаниями были коротко прерваны из-за санкций, но контакты были восстановлены в конце 2024 года.
Что говорят в Китае
Autel Robotics в письменном заявлении сообщила, что никогда не сотрудничала с российской компанией Aero-HIT. Кроме того, ей не известно о каких-либо местных производственных проектах, связанных с Aero-HIT или дроном Autel EVO Max 4T.
Пекин неоднократно заявлял, что контролирует экспорт так называемых товаров двойного назначения, таких как дроны, которые могут использоваться в военных целях, и что он никогда не поставлял летальное оружие ни одной из сторон,
– напомнили в материале.
Когда Пекин усилил торговые ограничения на экспорт дронов, то некоторые китайские компании отказались работать над российским проектом и разорвали контракты. В то же время другие стали на их место.
С какими еще компаниями сотрудничает Россия
В 2022 году начались переговоры между российской компанией Komax, представителями Харбинской комплексной таможенной зоны в Китае и аэропортом Хабаровск по строительству склада со специальными налоговыми и таможенными льготами для облегчения импорта, а также создание производства дронов с использованием китайских деталей и технологий вблизи.
Komax принадлежит лицу, по имени Константин Басюк. По сообщениям российских СМИ, он является бывшим сотрудником КГБ, а с 2022 года – "сенатор" от оккупированной Херсонщины. Кроме того, Komax руководит хабаровским аэропортом.
Типы дронов, которые планировали производить стороны, должны были быть похожими на модели китайских производителей Autel и SZ DJI Technology Co. Ltd. (DJI). Министерство обороны России и другие государственные структуры были определены как потенциальные ключевые клиенты.
Стороны договорились создать совместное предприятие в Хабаровске и что образец из 100 комплектов дронов будет доставлен в Россию,
– отметили в тексте.
Отношения столкнулись с трудностями в июне 2023 года, когда компании из Харбина вышли из переговоров. Но частная фирма Shenzhen Huasheng Industry Co. Ltd подписала контракт в следующем месяце, который почти полностью повторял предыдущее соглашение.
Закупочный канал снова столкнулся с препятствиями в сентябре 2023 года. Но тогда производственная линия дронов Veles в Хабаровске уже работала, выпуская около 200 – 300 дронов в месяц и быстро наращивая объемы.
В конце марта 2024 года 20 дронов и батареи были доставлены батальону на Херсонщине. А 29 августа того же года Министерство обороны направило письмо в Aero-HIT с планами заказать 5 000 FPV-дронов Veles, 30 направленных антенн и другое оборудование.
Заметьте! Другой документ свидетельствует о том, что, вероятно, на этом этапе Aero-HIT закупала комплектующие Autel из Китая через посредников. Одной из таких компаний, упомянутых в документе, является Renovatsio-Invest.