Проект "Основных направлений бюджетной политики на 2017 год" содержит ориентировочные основные прогнозные макропоказатели экономического и социального развития Украины на 2018 и 2019 годы. Записанные там цифры призваны "обеспечить сбалансированность и устойчивость бюджетной системы в среднесрочной перспективе".
Что предсказал Кабмин
Согласно цифрам бюджетной резолюции, темпы роста ВВП в 2017 году составят 3%, в 2018 и 2019 – 4%.
Обменный курс гривны к доллару (в среднем за год) будет: 27,2 в 2017 году, 27,8 – в 2018, 28,1 – в 2019.
Индекс потребительских цен 8,1% в 2017, 5,5% в 2018 и 5,2% в 2019.
Повышение прожиточного минимума и уровня его обеспечения в 2017 – не менее, чем на 2 процентных пункта показателя прогнозируемого индекса потребительских цен, а в 2018 и 2019 – более высокими темпами, чем прогнозный индекс потребительских цен (именно так и написано – просто "высокими темпами").
Правительство не верит в собственные реформы?
Заместитель директора агентства "Эксперт Рейтинг", финансовый аналитик Виталий Шапран в комментарии сайту "24" отметил, что цифры прогнозируемого курса взяли, чтобы просчитать план, поэтому ориентироваться на них не стоит. В прошлом году тоже писали один курс, а затем он был другой.
Достаточных объемов золотовалютных резервов, чтобы удерживать курс, у нас нет. Немалый объем резерва сформирован за счет средств Международного валютного фонда, который растратить нельзя. Скорее всего, будет волатильность по рынку, которая будет "ходить" вокруг отметки, принятой в бюджетной резолюции, запланированной Нацбанком на 2017 год, и обозначенной меморандумом с МВФ. Но это не означает абсолютную гарантию, что этот курс будет среднегодовой,
– пояснил Шапран.
Генеральный директор Фонда Блейзера Олег Устенко в комментарии сайту "24" назвал прогноз Кабмина умеренно-пессимистическим, ведь в нем предусматриваются достаточно низкий уровень роста экономики, и девальвация гривны.
Если бы Кабмин находился на более оптимистической стороне, он должен прогнозировать, как минимум, незначительное курсовое колебание. Я бы не исключал после такой серьезной девальвации, которая была, при условии проведения структурных реформ, прогноз по укреплению гривны относительно доллара. Если предположить, что Украина в этом году будет проводить активные структурные реформы, то в следующем году она должна показать серьезный экономический рост. А то прогноз, предусмотренный Кабмином, не имеет признаков этого роста,
– пояснил Устенко.
Денежная единица может укрепляться, если есть значительный приток валюты в страну. Он возможен не только за счет экспортных каналов, но и за счет привлечения прямых иностранных инвестиций. Если правительство этого не прогнозирует, то значит, они не очень верят в то, что в страну может быть привлечено достаточно инвестиционного ресурса.
Устенко отметил, что правительство должно объяснить, каким образом будет держаться прогнозируемый курс. Потому что просто сказать, что курс будет 27 или 28 недостаточно.
Какие оттоки, какие притоки валюты? Главное, на чем они прогнозируют курс, отток валюты будет превышать приток. А приток валюты может быть значительный только в случае, если правительство проводит широкомасштабные структурные реформы. Но, похоже, что сам Кабмин занимает пессимистическую позицию, считает, что такого притока валюты не будет. Поэтому они и прогнозируют даже не стабильный, а курс, что несколько девальвирует,
– пояснил финансист.
Расти нельзя остановиться
По словам Шапрана, по итогам первых пяти месяцев текущего года в украинской экономике плюс 3,1% в производстве и минус 1,3% в сельском хозяйстве. Поэтому маловероятно, что выйдем даже на 3% роста экономики в 2016 году. Скорее всего, это будет нулевой рост или 1%.
Аналитик объяснил, что имеем зависимость от сырьевых рынков. Вместо этого нет других факторов роста, стимулов для внутреннего рынка, отсутствует большой приток иностранных инвестиций. Все то, что в качестве рецепта дают нам международные организации – борьба с коррупцией, улучшение ивестклимата, должно привести к росту иностранных инвестиций и кредитования. Но у нас пока ничего этого не происходит. И в ближайшей перспективе источников финансирования экономического роста Шапран не видит.
Пока мы продолжаем бороться за сохранение макроэкономической стабильности. Все рекомендации, которые озвучивают международные эксперты, сводятся к тому, чтобы сокращать расходы, повышать пенсионный возраст, снижать давление на бюджет и так далее. Это приводит к тому, что качество экономического роста, как правило, снижается. Как же мы будем расти за счет внутреннего рынка, если доходы населения падают, платежеспособный спрос внутреннего потребителя падает,
– пояснил Шапран.
В итоге, говорят эксперты, принятая бюджетная резолюция больше похожа на политический документ, чем на экономический. Принимали его, чтобы предоставить рынку уверенность. Но качество его подготовки достаточно низкое. Такие документы должны убеждать потребителей, бизнес в том, что есть ресурсы и возможности поддерживать темпы экономического роста, – говорит Шапран. Как в Китае: несмотря на прокоммунистическую идеологию, у них инструментарий роста экономики открыт, и рынок видит, что делает правительство, чтобы поддержать экономический рост. У нас же резолюция есть, а перечень ресурсов, которые бы привели к экономическому росту – нет, правительство не рассказывает, как будет его добиваться.
С тем пока и остаемся – будем мониторить цифры прогнозов и надеяться на то, что они сбудутся в положительную сторону.
Вашему вниманию также: Где в Украине получают самую большую зарплату