Большое расставание Украины: кто "завалил" Ленина
"Ленинопад" в Украине до определенного момента проходил стихийно, но в 2015 году приняли закон, запрещающий советскую символику. Но трудности харьковской декоммунизации дают о себе знать сразу на выходе из аэропорта.
Я: Проспект Науки 21, пожалуйста.
Таксист: Проспект Ленина?
После тесного, уютного как комната в итальянском дворике Тбилиси, Харьков, кажется, больше походит на большую коммуналку или даже общежитие, по которому все еще бродит вполне различимый дух того, кому, видимо, неспроста предрекали вечную жизнь.
Актуально "Партию Шария" в Украине могут запретить: суд открыл производство
Ленина в Харькове, как и во всей Украине, еще совсем недавно было очень много: улицы и проспекты его имени, площади, скверы, памятники… Когда в 2013 году активисты в разных концах страны стали самостоятельно сносить увековеченного в камне вождя, это явление даже получило свое название – "Ленинопад". "Главный" Ленин Харькова "полетел" в 2014-м. Сами харьковчане, рассказывая об этом событии, употребляют самые разные формулировки: "завалили", "поломали", "уронили"…
Сейчас место, где он стоял – на площади Свободы, огорожено по периметру железным забором. Эта площадь, одна из самых больших в Европе, вероятно, наиболее точно демонстрирует, насколько глубоко вплетены коммунистические настроения и амбиции в городскую эстетику Харькова.
"Ленинопад", Харьков, 2014 год / Фото из открытых источников
Здесь все монументально, монолитно и строго геометрично: рядом с одним из первых советских небоскребов в стиле конструктивизма – Домом государственной промышленности – созвучный его масштабу и характеру Университет им. Каразина.
Монументальный Харьков
Соседство, к слову, неслучайное, символизирующее нетривиальную комбинацию Харькова, как города индустриального и, в то же время, студенческого.
Собственно, лицо Харькова этим и определяется. Вообще с декоммунизацией здесь сложно, потому что это город, который был символом коммунизма.
Он строился как визитная карточка Советского Союза. Площадь Свободы в свое время появилась специально для того, чтобы создать новый образ коммунистической, советской Украины. Здесь проводились все коммунистические эксперименты. Харьков – это такой город, в котором недостаточно убрать памятники. Сами пространства созданы в определенное время, в определенную эпоху, их нельзя уничтожить, их нужно насытить чем-то други", – говорит Филоненко.
Вас также может заинтересовать Декоммунизация в Украине: сколько украинцев за и против
Остатки советских времен в Харькове
Кернесанс
Процесс декоммунизации вышел на новый этап: началось официальное переименование улиц, скверов, площадей и снос оставшихся памятников. Всего, по информации Института национальной памяти, к 2016 году было снесено около 2500 памятников советским деятелям. Более половины из них (1320) – тому, кто уже почти 100 лет лежит в мавзолее на Красной площади в Москве.
Харьковские власти во всем этом процессе вели себя довольно непоследовательно, – рассказывает художник современного искусства Даниил Ревковский:
У мэра Харькова есть такая золотая фраза: "За памятник Ленина я вам ноги поотрываю". А потом, он такой интересный хамелеон, – когда ему там, сверху, сказали, что нужно по-другому говорить, он сразу перестроился.
Ног мэр Харькова Геннадий Кернес никому не оторвал, но и перестроился тоже весьма неоднозначно: на том же здании мэрии все еще остаются десятки эмблем с серпом и молотом, которые даже подсвечиваются в ночное время. А этим летом городские власти решили вернуть проспекту Петра Григоренко, который до 2016 года был проспектом им. маршала Жукова, его прежнее название. Кстати, решение горсовета было оспорено и даже аннулировано судом, правда, власти пообещали продолжить борьбу за возвращение "доброго имени" проспекту в высших инстанциях.
Мэр Кернес, в июне заявив, что выступает в качестве "арбитра" в разрешении этой ситуации, подчеркнуто самоустранился. По его словам, вопрос о переименовании будет решен депутатами Харьковского городского совета. Депутатами, "которым харьковчане делегировали право от их имени принимать те или иные решения".
"Пора уже возвращаться с Майданов к здравому смыслу и правовому полю и не ссорить людей между собой", – добавил Кернес.
Александр Филоненко считает, что все здесь достаточно просто: власти пытаются играть на чувствах людей. Игра не нова и традиционно ставит целью лишь одно – побеждает тот, у кого больше голосов на выборах.
"Один и тот же человек – мэр нашего города, горячо выступающий против всех практик декоммунизации, который обещал, например, восстановить Ленина, другие советские памятники, когда он будет мэром, именно он оказался главным крушителем советской символики.
У него были свои градостроительные мечты и фантазии, которые теперь в народе называются "кернесанс". В общем-то, это такая негативная сторона, или теневая сторона этих практик, потому что одни и те же люди с одной стороны борются за сохранение, и те же самые люди уничтожают советские монументы и места памяти",
– подчеркивает Александр Филоненко
Похожая ситуация – и за пределами Харькова. В 60 километрах от города есть населенный пункт под названием Богодухов. Традиционный, установленный еще в советские времена указатель, встречающий на въезде в городок, выкрашен в сине-желтый: здесь была декоммунизация.
Сергей – член местной организации "Спільна справа Слобожанщина", которая активно участвует в процессе "прощания с прошлым". Он говорит, что местные власти всячески оттягивали принятие решений, продиктованных законом 2015 года, но в конечном счете им "помогли" активисты, приехавшие из Харькова: сами сбросили памятник Ленину. Правда, вождь так и остался в Богодухове – "переехал" с центральной площади на двор местной коммунальной службы.
"Не провести соответствующие изменения они все-таки не могли, хоть и откладывали под различными предлогами. Если я не ошибаюсь, всего было переименовано 33 улицы. Улицу Ленина назвали Центральной, площадь Ленина – площадью Соборности. В общем, постарались особо не мудрствовать. Весь этот процесс по идее был прописан в законе: люди должны были собраться, что-то предложить, провести слушания и затем решить. Должна была быть какая-то дискуссия, но как таковой дискуссии практически не было: или были категорически против, или было пофиг", – говорит активист Сергей Дубинка.
Рекомендуем Суд принял решение про символику дивизии "Галичина": что говорит Вятрович
Даниил Ревковский, который также отмечает некоторую безучастность граждан в процессах, касающихся облика города, считает, что это тоже своего рода советская привычка:
"Мне кажется, это как раз пережиток советского прошлого, в котором за город и какие-то вещи в городе отвечали непосредственно чиновники. Я думаю, что должна смениться еще пара поколений, чтобы люди поняли, что это пространство принадлежит им, что это не просто территория, на которой они живут и ничего не могут с этим сделать. Тут проблема того поколения, того понимания людей, которые не осознают, что есть ответственность за пространства", – считает художник Даниил Ревковский
Куда уходят памятники?
У каждого демонтированного, снесенного и "заваленного" памятника своя судьба.
Их разбирали на сувениры, стирали в пыль, отправляли на склады и продавали. Но в Харькове до сих пор есть общедоступное место, где можно увидеть десятки Ленинов разных размеров и возрастов, Маркса и даже скромного маленького Сталина, которых, к слову, в Харькове оказалось на удивление мало. Это музей под открытым небом при стеклорезной мастерской. Владеет "экспозицией" человек с неговорящей фамилией Владимир Ленивый. Ему не очень нравится слово "коллекционер": "Я просто Плюшкин", – говорит он.
Складывается впечатление, что он собирал действительно все, что оказывалось в его собственности в количестве более двух штук: раритетные калькуляторы, флаги, марки, книги, 22 тысячи спичечных коробков…
Впрочем, известен он все же главным образом именно своей коллекцией памятников. Первый Ленин попал к нему еще в 90-х.
Владимир Ленивый, просто "плюшкин"
"Это было 21 год назад, когда я здесь мастерскую строил, оформлял электричество. Там на мусорке валялся он. Ну я же не подойду, не заберу просто так, как-то неудобно. Двухэтажное здание, я поднимаюсь к директору, говорю: "Можно я Ленина заберу?". А он такой: "Нет, как можно? Как он вообще там появился?". Это было более 20 лет назад, еще как-то видимо [не принято] было… Я в ЖЭКе 21 год проработал, понимал все – поэтому подошел к ребятам из "аварийки", которые внизу стояли. Говорю: вот адрес, завезите его, а утром я приеду на работу – рассчитаюсь, когда он будет там. И все", – вспоминает Владимир.
Любительский музей Ленина в Харькове
Музей Ленивого находится практически в центре города. Его существование ни для кого не секрет. Тем не менее, праворадикальные ребята никогда не наведывались туда с целью уничтожить еще одну "партию" советских деятелей.
И это, как считает Андрей Рачинский – художник, изучающий советскую эпоху, свидетельствует об одном: "Когда это называется музеем и находится за одним забором – это уже совсем другая история".
И еще немного о декоммунизации
Памятник монументальной пропаганды, который ставили в детских советских садиках – маленький Володя Ульнов (Ленин)
Если все-таки оставить символику и другие видимые и осязаемые аспекты декоммунизации, остается другой, как считает Александр Филоненко, намного более важный аспект.
Украина, как и Грузия, – страна, где одним законом отменили и советскую, и нацистскую символику. То, что это один закон и одно пространство, кажется философу чрезвычайно важным даже на символическом уровне.
Ведь у этих двух, в свое время противостоящих друг другу режимов есть общая черта: их бесчеловечность. Поэтому нынешний процесс – это не только расставание с прошлым, но и переоценка ценностей.
"У меня есть такое любимое рассуждение о том, что Европа и Украина, как и другие постсоветские страны, прошли очень разный путь, но в конце пришли в одну точку, проблемную точку. Если спросить современного европейца, что такое Европа, он скажет, что Европа формировалась через два великих расставания. Первый раз мы расстались в 1945 году с нацизмом, а потом расстались с коммунизмом при падении Берлинской стены, – говорит философ Филоненко.
У нас примерно такую же рассказывают историю. Впрочем, когда мы сегодня говорим, что мы расстались с коммунизмом, нужно понимать, что это расставание не может быть легким, потому что нужно не просто убрать символику, отказаться от каких-то исторических построений, важно понять, где зарождается человечность, вопреки расчеловечиванию,
– отмечает он.
Мнение Олега Сенцова об СРСР Я ненавижу то проклятое государство
Расставание с прошлым может и болезненный, но зачастую неизбежный процесс. Покидая Харьков и садясь в такси, проблем с определением точного места назначения не возникло. Таксист может и не знает, что в 1933 году Харьковский аэропорт был назван именем партийного функционера Павла Постышева. Человек, которого считают одним из "авторов Голодомора", в годы сталинских репрессий был обвинен в троцкизме и расстрелян, а в период правления Хрущева полностью реабилитирован. Очередная переоценка деятельности Постышева произошла уже в независимой Украине. Мертвых не судят – уголовное дело ввиду смерти обвиняемого было закрыто. Но памятник в центре Харькова все же снесли.
Автор: Анастасия Словинская
Источник: Сова