Сейчас столица живет по генеральному плану 2020 года, который был принят Киевсоветом еще в 2002 году. А с 2011 года вступили в силу изменения в Закон Украины "О регулировании градостроительной деятельности", согласно которому все генпланы в Украине стали бессрочными. Поэтому говорить Генплан-2020 или Генплан-2050 неправильно, теперь существует просто генеральный план города.
Как рассказал правозащитник, эксперт по вопросам градостроительства Андрей Декало, принятие любого другого нового генерального плана является нарушением законодательства Украины. В то же время изменения в Генеральные планы могут вноситься раз в 5 лет.
Вместе с тем, на бумаге существует "свежий" Генплан столицы, который, по словам правозащитника, Киевсовет, в соответствии с законодательством, утверждать не имеет права, а может только вносить изменения в существующий.
Субъективная точка зрения – новый Генплан легализует ту застройку, которая была осуществлена незаконным путем,
– комментирует Декало.
К тому же принятие так называемых "Детальных планов территории", определяющих планировочную организацию и развитие территории, принимаются, убеждает правозащитник, не на основании Генплана-2020, а в решении о разработке градостроительной документации стоит генеральный план-2025, который пока не утвержден.
Действующий генплан-2020
Генплан-2020 является четвертым послевоенным генеральным планом города Киева. С момента утверждения этого генерального плана город Киев развивался с существенными отклонениями от прогнозов. Значительная часть расчетных показателей развития города на настоящее время достигнута и перевыполнена, отметил в комментарии сайту "24" начальник отдела по работе с общественностью Института Генерального плана города Киева Сергей Петрик.
Однако ошибочными оказались некоторые основные прогнозы, не реализован ряд мероприятий по строительству объектов социальной сферы, транспорта и улично-дорожной сети, инженерного обеспечения,
– пояснил он.
Предлагаем коротко сравнить действующий Генплан города с новым, который, правда пока не утвержден и существует только как проект, однако о котором уже многие говорят.
Население
За время реализации Генплана-2020 население Киева продолжает расти.
Численность постоянного населения по состоянию на 1 января 2016 года достигла 2,865 миллиона человек, имеющегося населения – 2,90 миллиона человек, что более чем на 250 тысяч превышает расчетный показатель, заложенный в Генплане-2020. За один лишь 2015 год численность постоянного населения Киева выросла на 22 тысячи жителей.
Это подтверждает недостоверность демографического прогноза в составе Генплана-2020 и обоснованность показателей перспективной численности населения, заложенных в новом Генеральном плане города Киева,
– отмечает начальник отдела по работе с общественностью Института Генерального плана города Киева
Рост населения произошел также благодаря увеличению рождаемости. По сравнению с 2001 годом число родившихся детей увеличилось в 1,7 раза.
Также углубились диспропорции между расселением горожан и их местом работы – например, на левобережье проживает 36,2% жителей города, а размещено лишь 19,7% рабочих мест, на правобережье – 63,8% жителей и 80,3% рабочих мест. Ежедневные миграции к основным местам работы на правобережье вызывают сверхнормативные нагрузки на мосты, магистрали, общественный транспорт.
Жилищное строительство
За время реализации Генплана-2020 до 1 января 2015 года фактически было введено в эксплуатацию 17,3 миллиона квадратных метров общей площади жилья, что на 6% превысило его расчеты на первую очередь реализации.
В общем, в столице в прошлом году в эксплуатацию было сдано 19091 квартир, среди которых наибольшее количество – это однокомнатное жилье (9322 квартиры), меньше всего – многокомнатных (5 и более комнат) – 120 квартир.
На левобережье введено в эксплуатацию 48,0% общего объема жилья вместо запланированных 41%, а на правобережье – 52,0% вместо запланированных 59%, что обусловлено отставанием комплексной реконструкции микрорайонов устаревшей индустриальной застройки и невозможностью осуществления застройки новых территорий, которые предполагалось присоединить к городу,
– отметил Петрик.
Поэтому, в соответствии с решениями Генплана-2020, осуществлялось доуплотнение застройки районов существующих застроек, сложившихся в 60-70-х годах прошлого века (Новобеличи, Святошино, Нивки, Южная Борщаговка, Старая Дарница и микрорайонов (кварталов) в центральной части города), строительство на отдельных свободных земельных участках в районах существующей застройки, предусмотрено Генпланом-2020.
Свои коррективы в Генплан города внесла также война на востоке Украины, ведь теперь встали новые задачи строительства жилья для участников АТО, что требует заблаговременной подготовки участков и утверждения градостроительной документации.
Социальная сфера
Неожиданное увеличение количества детей в дошкольных учреждениях, вопреки демографическому прогнозу, на 23,7% или 72,2 до 89,3 тысяч в абсолютных цифрах, вызвало переполненность детских учреждений в среднем по городу (на 100 мест в детских садах приходится 127 детей) .
Происходит увеличение количества учащихся и наполняемости школ вопреки расчетам генплана по уменьшению потребностей в школьных местах; при этом в 2015 году зачислен в учебные заведения 11887 детей, прибывших из восточных регионов Украины и АР Крым.
Рост численности студентов высших учебных заведений III-IV уровней аккредитации до 365 тысяч также превысил прогнозируемое Генпланом-2020 количество.
Объемы предоставления услуг торговли, общественного питания, гостиничного хозяйства, управления бизнесом также превысили прогнозные почти в 1,5-2 раза, однако в 2014-2015 годах произошел значительный спад в этих сферах, который постепенно выравнивается.
Транспорт
Казалось бы, куда еще больше. Однако нет...Состоялось непрогнозированное увеличение уровня автомобилизации с 152,2 до 310 машин на 1000 человек, а также потоков транзитного автотранспорта с тенденцией увеличения.
Острой проблемой является значительное отставание развития и перегруженность магистральной улично-дорожной сети, мостов через Днепр, нехватка мест парковки легковых автомобилей,
– комментирует Петрик.
А показатель протяженности линий метрополитена составляет около 20 км/1 млн человек, что почти в два раза ниже показателя крупнейших городов Европы.
Зеленые насаждения
По данным государственной статистической отчетности по количественному учету земель, составленной Главным управлением Держгеокадастра, в Киеве по состоянию на начало этого года площадь зеленых насаждений общего пользования составляет 5,1 тысячи га.
За период реализации Генплана-2020 площадь территорий, которые предусматривались для развития зеленых зон за счет территорий сельскохозяйственных предприятий сократилась. Значительное количество земель города в зеленых зонах была предоставлена под индивидуальное жилищное строительство – это ограничило возможности создания компактной планировочной структуры города.
Развитие столичного региона
Действующий Генплан Киева до 2020 года предусматривал исключительно одну модель развития Киева и пригородной зоны. А именно – создание новой административной единицы – Киевского столичного округа с включением в него 10 административных районов области (это и Боярки, Вишневого, Ирпеня, Вышгорода и т.д.).
Предлагалось расширить территорию собственно Киева на 64 тысяч га с включением в городскую черту 28 населенных пунктов,
– комментирует Петрик.
Однако, говорит эксперт, воплощение этой идеи оказалось абсолютно нереальным. Потому что Генплан-2020 не был согласован с территориальными общинами и органами местного самоуправления, Киевским областным советом, Киевской областной государственной администрацией. Не проводились референдумы. Отсутствие согласований заблокировало рассмотрение вопроса Верховной Радой Украины. Разработка проекта новой городской черты с включением в границы Киева 64 тысяч га земель области не была даже начата.
В свою очередь, в проекте нового Генплана Киева, который находится на рассмотрении Киевсовета, речь о присоединении населенных пунктов не идет. В то же время предлагаются более гибкие решения по развитию киевского столичного региона.
Открываются пути для создания координационного совета, совместных эксплуатирующих предприятий, подписание договоров с местными советами о строительстве новых производственных и складских парков, деловых центров, электроподстанций, мусороперерабатывающих заводов и других объектов общих интересов,
– отметил Петрик.
Все базируется на опыте развития столичных регионов Парижа, Лондона, Берлина. Причем развитие происходит именно по принципам сотрудничества без поглощения столицей прилегающих поселений. И это, по словам начальника отдела по работе с общественностью Института Генерального плана города Киева, является основным отличием нового генерального плана от ныне существующего.
Мысли архитектурных метров
По мнению архитектора-градостроителя Николая Демина, разработка нового генплана была вызвана "чрезвычайными" обстоятельствами. Формальной причиной разработки нового генплана стало существенное отклонение реальных показателей городского развития утвержденных.
Например, не произошло запланированного расширения площади города с 83,6 до 143,4 тысяч га,
– считает он.
Академик Академии архитектуры Украины Владимир Нудальман ставит всего один вопрос критикам нового Генплана: если согласно старому Генплану вы планировали, что Киев будет иметь не 83 600 га, а 150 тысяч, но при этом останется в нынешних границах, то где размещать новостройки?
В Киеве чрезмерно много производственных территорий, которые чаще всего заняты практически неработающими предприятиями. По его мнению, эти территории можно просто освободить, а предприятия закрыть. А не выносить в пригород.
Почему пригород, собственно, должен размещать у себя вредные производства? Напротив, например на Западе, в депрессивных районах размещают высокотехнологичные производства. Чтобы поднять людей, их культуру,
– подчеркивает Нудальман.
По его словам, новый Генплан обнаружил все эти резервы – военных территорий, производственных, сельскохозяйственных... Это тысячи гектаров. Строительство в новом Генплане пошло именно на эти территории. Тогда как выход за пределы города – это вчерашний день. Это противоречит нашему законодательству, интересам киевлян и жителей области. Поэтому, считает Нудальман, собственно, и возникла необходимость нового видения Киева.