Регистрация кандидатов началась 15 сентября 2020 года, из-за этого несколько недель до того кандидаты не называли свои борды и плакаты агитацией, а говорили, что это политическая реклама. Выглядит это так же и разрешено законом. Больше об этом – в расследовании журналистов Bihus.info.
Интересно Российское прошлое и любовь к каналам Медведчука: скандальные факты о Пальчевском
Кандидаты говорили: это – не агитация, это – общение с избирателями. Чтобы избежать такого шулерства, в Центральной избирательной комиссии даже предлагали запретить любую политрекламу за полгода до выборов.
Мы предлагали ввести само понятие и установить запрет за 6 месяцев. Верховная Рада частично поддержала наше предложение. В законе О рекламе появилось определение политической рекламы. Правда, несколько в другой редакции, чем мы предлагали. Но этого запрета там не появилось,
– пояснил председатель Центральной избирательной комиссии Олег Диденко.
Финансировать такую политическую рекламу, которая как будто не агитация, легче, ведь она вне избирательного фонда. Создал общественную организацию и гоняешь через нее деньги.
Сколько вложили денег
Совместно с движением "Честно", которое всегда мониторит избирательный процесс, журналисты Bihus.info отсняли все эти борды, баннеры, ситилайты и плакаты в Киеве. После этого они определили средние столичные цены на каждую рекламу и начали считать.
Реклама / Скриншот из видео
Кандидат со средними расходами
Александр Попов, которого в свое время Виктор Янукович поставил руководить Киевом. На посту главы КГГА его и застала Революция Достоинства. Теперь он подсуден в одном из дел Майдана о жестоком разгоне студентов 30 ноября 2013 года.
Александр Попов / Скриншот из видео
После Революции Достоинства Александр Попов, который до того постоянно работал на государственных должностях, в том числе нардепом и министром, исчез с политических радаров. Занялся малорентабельным бизнесом в Верхних Плавнях, а теперь решил вернуться. За 2 месяца насчитали более 100 его рекламных конструкций в Киеве.
Например, Попов, по нашим оценкам, должен был потратить на рекламу около 2, или даже можем говорить от 2 миллионов,
– рассказал аналитик движения "Честно" Игорь Фещенко
"Будет примерно 150 – но это не борды, это ситилайты разного размера. Я не могу сказать (сколько средств ушло на это – 24 канал). Общественная организация занимается этим – "Киевляне за Александра Попова", – сообщил Александр Попов.
Такая общественная организация есть, но, если взглянуть на нее в реестре, то окажется, что "Киевляне за Александра Попова" были не всегда. Организацию зарегистрировали буквально за день до этого комментария журналистам.
Общественная организация для предвыборной политической рекламы – это очень удобно. Деньги не идут через избирательный фонд, прозрачность на нуле, деньги гуляют. Это как раз тот механизм, который используют и лидеры нашего рейтинга.
Кто вошел в рейтинг
На пятой строчке по нашим подсчетам расходов на преждевременную рекламу – партия "Предложение". Так называется проект, ранее известный под рабочим названием "Партия мэров".
Партия "Предложение" / Скриншот из видео
Центральные люди политпроекта – мэр Днепра Борис Филатов и его друг Геннадий Корбан. По Киеву, а не по Днепру сняли 225 бордов, ситилайтов и других реклам "Предложения".
Мы оценили их расходы в августе и сентябре в 4,7 миллиона гривен
– отметил аналитик движения "Честно" Игорь Фещенко.
Отчет этого политического проекта за первый квартал пуст. Там только квартира в Киеве. Но и здесь есть общественная организация, которая называется так же – "Предложение". Деньги, очевидно, гоняют именно через нее.
Читайте также Пачки долларов и квартира почти за миллион: дело экс-директора Укроборонпрома передали в суд
Интересный факт: на рекламу в социальных сетях партия "Предложение" уже потратила около 3 миллионов гривен. Это также по подсчетам "Честно".
Кто еще попал в список с наибольшими затратами – смотрите в программе.