Не только государственных чиновников, которые с тяжелой бедой заполняли в прошлом году электронные декларации, а всех украинцев. Возможно, даже пенсионеров. Хотя тут же возможны варианты.
Выворачиваем карманы
Итак, в этом году правительство будет инициировать рассмотрение законопроекта, который обяжет население Украины декларировать свои доходы. А во избежание саботажа будет создана автоматизированная система мониторинга расходов. Если эта "умная машина" заметит, что вы тратите больше, чем зарабатываете, неприятного разговора у налоговиков не избежать. Поэтому лучше не жульничать.
Собственно, любое новое — это хорошо забытое старое. Внедрить всеобщее декларирование доходов пытались еще в конце 1990-х, а в предпоследний раз о нем вспоминали в 2014-м. Тогда речь шла о том, что каждый гражданин обязан заполнить налоговую декларацию по ноябрь 2015 года. Если физическое лицо не задекларирует доходы, то налоговая автоматически будет считать, что стоимость активов налогоплательщика составляет 200 тыс. грн, разъясняли инициаторы таких изменений.
Что взамен предлагается в 2017 году? А в 2017 году нардепы готовят законопроект, нормы которого — пока на стадии обсуждения. Дискуссионным является момент относительно того, с какой суммы должно стартовать общее налогообложение. Одни предлагают сделать "порогом" 500 тысяч гривен, которые владелец отобразит в "нулевой" декларации, другие — миллион или два. Отдельная тема для споров: что именно должно входить в условные 500 тысяч? Предлагается включить в эту сумму стоимость жилья, а также — личные сбережения и зарплату, полученную в течение года.
Читайте также: Понятно о декларировании доходов: кто, когда и как должен отчитаться
Как не сложно просчитать, в последнем случае подача налоговых деклараций станет актуальным событием для подавляющего большинства граждан. Ведь где бы они ни жили, недвижимость дешевле 500 тысяч гривен (18 500 долларов) существует вряд ли. С миллионом ситуация может несколько отличаться, но не намного. Некоторые эксперты предлагают вывести из категории декларантов всех пенсионеров и лиц, имеющих один источник доходов. Хотя все это — на этапе предварительных консультаций.
Правительство хочет, чтобы такие (или подобные) декларации заполняли все
Как говорит член парламентского комитета по вопросам налоговой политики Николай Фролов, "необходимо установить минимум, после которого гражданин Украины обязан участвовать в декларировании. А если украинец имеет невысокие доходы и у него немного недвижимости, он не обязан заполнять декларацию. Нужно провести широкую дискуссию о том, с какого порога начинать декларирование". Это действительно один из ключевых моментов, который многое прояснит в намерениях власти.
Как будут проверять
А между тем контроль за расходами украинцев осуществляться прежде всего через банки. Для этого уже созданы предпосылки, ведь еще в прошлом году президент Петр Порошенко подписал закон о частичном раскрытии банковской тайны, а затем Минфин получил доступ к информации о депозитах и банковских переводах физических лиц. Теперь чиновники могут отследить крупную покупку, сделанную с помощью банковской карты, или же пополнение депозитного счета. Кроме того, информация из реестров позволяет отслеживать покупку недвижимости и автомобилей.
В отношении же того, какая сумма, снятая со счета для оплаты товара или услуги, должна привлекать внимание налоговиков, также продолжаются дискуссии. Кто-то предлагает стартовать с 150 тысяч гривен, а кто-то — из 50. Если при проверке гражданин сможет объяснить происхождение таких денег — проблем не будет. Если нет — ему придется оплатить:
1) штраф в размере 10% от потраченной суммы;
2) налог на доходы физических лиц в размере 18%;
3) военный сбор в размере 1,5%.
В этом контексте понятно, подпадают ли под финансовые репрессии лица, проводившие сбор средств (для себя или для родных) на те или иные медицинские манипуляции. Подобная ситуация в украинском обществе является достаточно распространенной, поэтому вопрос актуален. Да и вообще — разного рода благотворительность, с чем бы она не была связана — пока никак не вписана в намерения правительства ввести обязательное декларирование.
Есть также еще кое-что, что требует разъяснений со стороны субъектов законодательной инициативы. В частности, каков набор мотивирующих факторов, которые должны побуждать граждан быть честными с государством? Например, в ряде западных стран, кроме ответственности за неподачу декларации, предусмотрено поощрение в виде льгот, которые зависят от количества иждивенцев в семье или, например, от наличия ипотеки. В течение года налоговые органы взимают налог по определенной ставке, но в конце года делают перерасчет, после которого возвращают избыток. Наше законодательство к подобному не адаптировано, и реалии наши являются совсем другими.
Всемирный банк в свое время подсчитал, что украинский бизнес в той или иной форме выплачивает 135 различных налогов. Это — абсолютный мировой рекорд. Второе место в этом рейтинге заняла Румыния со своими 113 налогами. "Бронза" — за Ямайкой с 72 налогами. С таким количеством финансовых обязательств не просто разобраться даже профессионалам, а кто будет помогать заполнять декларации гражданам? Если речь идет о электронной системе, то она должна отвечать ряду требований, быть простой и способной выдержать "наплыв" большого числа пользователей, чего нельзя сказать о е-декларировании, запущенном со сбоями и скандалами в Украине в прошлом году.
Подводные камни закона
Хотя закон о всеобщем декларировании доходов еще не выписан (и, тем более, не принят Верховной Радой), следует задуматься над тем, какие последствия будет иметь его принятие. Во-первых, в случае положительного голосования за этот закон могут возникнуть проблемы с системой контроля. Налоговой службе придется обрабатывать большой массив информации, однако неизвестно, где и как будет храниться вся эта информация, и не попадет ли она в руки злоумышленников.
Во-вторых, расширение функций фискальных органов может простимулировать их безнаказанность, как это было, например, во времена президентства Леонида Кучмы, когда силовые действия налоговой полиции (печально известные "маски-шоу") широко использовались для борьбы с политическими оппонентами. Все это оставило по себе плохую память в обществе и сейчас вряд ли укрепит симпатии украинцев к власти.
В-третьих, позитивное восприятие деклараций могли бы обеспечить три предпосылки: либерализация норм Налогового кодекса (снижение ставок налога, упрощение администрирования и т.д.); строгая отчетность и реальный общественный контроль за расходованием бюджетных средств; логическое завершение эпопеи с е-декларированием государственных служащих (хотелось бы в конце концов услышать, чем завершились проверки задекларированных доходов и как наказано тех, кто предоставил о себе недостоверные сведения).
Однако о воплощении подобной тактики пока речи не идет. Поэтому добровольное и честное обнародование гражданами доходов не мотивировано вообще ничем, а затем отсутствует и понимание целей и задач всеобщего декларирования. К тому же, на фоне нынешнего уровня коррупции в высших эшелонах власти настырное требование государства "засветить" имущество и деньги выглядит по меньшей мере неприлично.
"Налоги глазами детей" выглядят просто идеально. Но на самом деле отследить, на что идут собранные с украинцев налоги, совсем непросто
Это те первоочередные выводы, которые лежат на поверхности. А об остальных нюансах, связанных с декларированием доходов, мы поговорили с Александром Охрименко — экономистом и президентом Украинского аналитического центра.
Александр, правительство пропагандирует идею о введении обязательного налогового декларирования. Идея, правда, не новая...
Не новая, потому что об этом еще Клименко (министр доходов и сборов времен Януковича — авт.) говорил. А Азаров озвучивал ее еще в 2011 году. Но ему не повезло, и он не успел это реализовать. Теперь уже Гройсман берется за обязательное налогообложение...
По словам премьер-министра, 50% экономики Украины находится в настоящее время в "тени". Предложенные им меры позволят нам всем выйти на "свет"?
Ну смотрите, это — общеевропейская практика... У немцев, например, есть своя система, как показать доходы. Нам практически предлагают ее позаимствовать. И научиться, как "рисовать" доходы, обманывать, "стучать" друг на друга. От этого, конечно, пострадают менее обеспеченные, так как "рисовать" доходы — это не дешево, поэтому они будут платить больше налогов. А для господина Гройсмана и остальных это, безусловно, проблемы не составит. Вы же видели, что задекларировали депутаты? Некоторые из них просто издевались. Они говорили: "Да, я богатый, да, я вор, но мне плевать на все...". Поэтому депутаты и министры будут и дальше показывать свои доходы и рассказывать, какие они хорошие, а население — что?.. Будет платить налоги.
Экономист Александр Охрименко считает, что, какой бы ни была судьба правительственного законопроекта, для олигархата и правящей верхушки ситуация с налогами не изменится ни на йоту
Может, это и неплохо?
Для украинцев это будет, конечно, шок. Ибо если вы покупаете, к примеру, квартиру, то будьте готовы заплатить с этой покупки налоги. Как это будет выглядеть в Украине — я даже не представляю. Те механизмы, которые работают в Европе, у нас просто отсутствуют.
Вы упомянули о немцах, которые "рисуют" себе доходы. То есть практика уклонения от налогов является интернациональной? Закон нарушают все?
На Западе это называется красиво: "оптимизация системы налогообложения". Есть ряд адвокатов, которые именно на этом специализируются. И хотя это незаконно, это распространенная практика. "Отмыть" доходы колеблется от 3 до 10 процентов. Если деньги очень "грязные", это будет дороже, если речь идет о "белых" офшорах — дешевле. К вашим услугам в Европе — так называемые "бизнес-консультанты". Наши олигархи, бизнесмены их услугами также пользуются — нанимают людей, способных доказать, что Имярек действительно честно заработал свои миллионы... Но это имеет смысл для крупного бизнеса. Нанимать юристов, которые легализуют ваши сто тысяч долларов — мягко говоря, не реально.
Касательно покупки квартиры и другого. Собственно, сейчас с каждой зубной щетки граждане платят налог на добавленную стоимость, который заложен в цену. Этого не достаточно?
Здесь речь идет об ином порядке сумм. В налоговую декларацию будут вносить покупки от 50 тысяч гривен. Задекларировав их, вы должны объяснить, где взяли эти деньги. А с этим уже может быть проблема. В Европе проще: там "зарплату в конверте" не практикуют. Человек получил зарплату, сделали покупку — показала ее в декларации. Собственно, знаете, почему на Западе так много людей живут взаймы? Это не от хорошей жизни. Там берут кредиты, чтобы показать налоговикам, откуда деньги на недвижимость или что-то еще.
Допустим, я купила мебель, которая стоит дороже, чем 50 тысяч. И не задекларировала ее. Как об этом узнает налоговая? Наймет инспекторов, которые тотально проверять все банковские счета?
Во-первых, крупные сделки — на сумму от 50 тысяч — действительно проводятся через банк, а, во-вторых, будет иметь место "стукачество". Если вы купили мопед и оплатили его наличными, а этот мопед заметил ваш сосед — будьте готовы, что он сообщит об этом в налоговую. Думаю, за такие доносы налоговая еще и премии будет выплачивать. Когда-то такая система внедрялась в Латвии, и от нее сначала был шок. А сейчас уже ничего — все привыкли... В Европе выросло поколение людей, которое четко знает: перед тем, как что-нибудь купить, подумай, как отчитываться об этом в налоговой.
Ваш прогноз: новации относительно обязательного декларирования пройдут Верховную Раду?
Трудно сказать. Если в этом году будут досрочные выборы, то тогда — нет. Потому что для политиков идти с таким законом на выборы невыгодно. Но если выборы будут в 2019-м, то тогда — возможно. Депутаты будут думать так: сейчас мы быстренько проголосуем, а до 2019-го люди перебисяться, и будет уже проще. Наносить сейчас удар по своим шансам быть избранными никто не станет.
Читайте также: Плата за землю в Украине: что об этом надо знать