Из-за нового пожара в порту Бейрута СМИ вновь анализируют взрыв, произошедший месяц назад. Страна и город до сих пор восстанавливается после катастрофы. Издание The New York Times провело визуальное расследование в тот день, а 24 канал публикует основные данные. Итак, что произошло в ангаре 12?

Салюты, дерево, масло: ангар с селитрой внутри


Ангар 12 за несколько минут до взрыва / Фото Al-Bawaba

В конце 2019 года ситуация была плохая: дверь в ангар была взломана, рядом была большая дыра. Новый офицер безопасности заметил это и заглянул внутрь.

Читайте еще Гнев и кровь: как ливанцы требуют справедливости и собирают деньги

Для себя он сделал шокирующее открытие – там лежали тонны нитрата аммония (более известного как селитра – 24), порошок даже высыпался из мешков. Фото изнутри ангара показали, что крайне опасные материалы хранились "катастрофически". Селитра лежала иногда и прямо на фейерверках.

"Вы складываете все ингредиенты в одну коробку и играете в опасную игру", – пояснил Нил Глумак, профессор-инженер из Университета Иллинойса.

На расстоянии мили (1,6 км – 24) от ангара жило 100 тысяч человек. На складе были проблемы с электроэнергией, а также не было распылителя воды и датчиков дыма. Видео, которые были проанализированы NYT, позволяют увидеть как огнеопасный коктейль собрался вместе.

Капитан (сейчас уже майор) Джозеф Наддаф из Агентства государственной безопасности уведомил своих руководителей о срочной угрозе. Он боялся, что это все может быть украдено террористами. Но оказалось, что ливанские чиновники уже знали. Много чиновников. NYT сделало расследование, поговорив с работниками порта, таможни, офицерами безопасности, корабельными агентами и специалистами по морской торговле.

История халатности: как об аммонии забыли

В 2013 году груз с нитратом аммония на российском корабле под молдавским флагом, который шел в Мозамбик, был вынужден остановиться в Ливане. Фабрика в Африке заказала материалы, но так за них и не заплатила.

До сих пор непонятно до конца почему. Официальная версия: технические неисправности, но бывший капитан говорит – ему приказали взять дополнительный груз. Это должна была быть тяжелая машинерия в Иорданию. После того как две компании подали в суд на невыплату оказанных кораблю услуг, "Rhosus" дальше не двинулся. Владелец корабля и бизнесмен-россиянин просто бросили его.

2750 тонн селитры сгрузили в ангар 12 в порту Бейрута и... забыли. А это в 1000 раз больше нитрата, чем понадобилось для теракта в Оклахоме в 1995. Но сделано это было лишь в октябре 2014 года после решения суда и обращений юрфирмы, которая предоставила доказательства – груз крайне опасный, а команду надо вернуть в Россию и Украину.

Перекладывание ответственности

Началась игра в политический пинг-понг между тремя министерствами, ливанскими правительствами, портом, таможней, комадиром армии Ливана, двумя влиятельными судьями. Никто не мог (или не хотел) это решать. За две недели до взрыва этот же вопрос обсуждали президент Мишель Аун и тогдашний премьер Хасан Диаб. И снова никакого решения. Дело даже дошло до высокого Совета безопасности (в который входят все органы безопасности и высшее руководство государства – 24) в конце июля.

Взрыв стал результатом лет халатности и бюрократической волокиты в неработающем правительстве. Публичная безопасность была на втором месте после давления на бизнес ради коррупционных откатов и подкупа.


​Ливанские политики хорошо знали о ситуации в порту / Фото The Spokesman-Review

Возможно, нигде система так не выражена, как в порту Бейрута. Это "хлебное" место, известное как "пещера Али-Бабы и сорока разбойников" на местном сленге. Управление портом – это главный приз в борьбе феодальных ливанских политических партий. Они видят порт лишь как источник самообогащения.

Все это взорвалось 4 августа 2020 года в 18:17 по местному времени, когда наконец политики отправили людей для сварочных работ в порту и ангаре 12.

Бейрут после взрыва Ливан был на грани коллапса: почему взрыв в Бейруте – это лишь часть страшной истории

Сначала над портом начали подниматься серая сажа и дым. Далее разразились салюты, добавив много маленьких вспышек. Относительно последних, эксперты сказали NYT, что это мог светиться горящий в высокой температуре металл, который входит в состав фейерверков.


Три стадии взрыва в Бейруте / Коллаж Daily Mail

Нитрат аммония является окислителем, то есть он может зажечь все вокруг себя, но сам не загореться, добавили специалисты. Обычно, надо приложить усилия, чтобы он горел. Но праздничные салюты могли стать детонатором, превратив селитру в огромную бомбу.

После "салютной" стадии частично зажженная селитра поднимает еще больше дыма в небо. Но через минуту... появляется огонь. Это наконец загорелась вся селитра. За взрывом идет ударная волна, которая бьет по городу. Она невидима и движется быстрее звука, но ее путь можно отследить по поврежденным домам.

Это фактически пар, который выходит из воздуха, когда ударная волна движется,
– пояснил NYT Кирк Марчанд из фирмы Protection Engineering Consultants.

Волна выбивает окна и двери, выносит мебель из квартир, бросает людей на стены и превращает кусочки стекла и древесины в летающую шрапнель.

После взрыва: уничтоженный город и коррупция

Волна распространилась в радиусе нескольких километров от места взрыва, уничтожая исторические здания, оставляя "скелеты" от небоскребов, превращая жизни людей в обломки. Все это стоило миллиарды долларов в убытках и тысяч пострадавших. Ливан и так был на грани нищеты и коллапса из-за плохой экономики, коронавируса и бездействующего правительства.

Главная потеря

Теперь Бейрут остался без порта, а следовательно – без ¾ импорта (почти все в страну импортировалось – 24) и половины экспорта. До падения экономики в прошлом году торговля приносила 15 миллиардов долларов США. Им руководил "Временный комитет" (который, конечно, "временным" был лишь на бумаге – 24). Его состав почти не изменился за 20 лет, государственный надзор – маленький.

Чтобы привезти товары до и из порта, выяснили в NYT, надо пройти "взяточную цепочку". Сначала идет работник таможни, который пропустит товары без налогов. Далее армия и силы безопасности, которые закроют глаза на происхождение груза, не будут его инспектировать.

Некоторые покупают определенные товары и показывают фальшивые выписки. Если товар стоит 1 миллион долларов, то платится 500 тысяч, чтобы налоги были меньше,
– раскрыл все карты экс-министр экономики Раед Хури.

Типичная сумма взяток – 200 тысяч долларов в год. Другой способ обойти поборы – иметь документ от врача, что товар предназначен для инвалидов. Таким образом за роскошную машину можно не платить сотни тысяч долларов пошлины.

Дальше идет уже серьезная рыба – Минсоц. Это министерство и его рабочие могли за красивые машины провернуть любые мошеннические схемы. А тут еще и главный сканер оказался неработающим уже годами, так что контроль должен был проходить мануально.

В 2017 году был назначен новый директор таможни Бадри Дагер. Он попросил у Минфина денег на новый сканер, машины для патрулирования порта и обновление компьютерной системы. Просьба была заблокирована. Тогдашний министр финансов Али Хассан Халиль сказал NYT, что все было наоборот, но новую инфраструктуру порт так и не получил.


Правительство Хассана Диаба было вынуждено уйти в отставку / Фото Al-Jazeera

Встреча во дворце президента, между тем, очень быстро превратилась в ссору и указание друг на на друга пальцем в попытке быстро найти виноватых (таковым в конце концов оказался председатель правительства Диаб, – 24).

Но на самом деле все главные партии, движение "Хезболла" и органы безопасности имели "доли" в порту, поэтому это коллективная вина. Например, контейнеры, предназначенные для религиозных организаций, проходили вообще без всякого осмотра, набитые одеждой, электроникой и даже машинами. Неуплаченные налоги и пошлины обходятся бюджету дорого – до 1,5 миллиарда долларов США.

Это важно "Половине населения Ливана грозит голод": в ООН рассказали о последствиях взрыва в Бейруте

Город лишь отражает разделенную политику Ливана, где топ-должности распределяются согласно верованиям. Президент – христианин-маронит, спикер и председатель правительства – мусульмане (суннит и шиит – 24). Эта система имела целью объединение, но правительство так и осталось разделенным на многие фракции с тенью "Хезболлы" над собой. Мирное соглашение 1990 года превратило лидеров боевых группировок в партийных боссов. Тогда же была запущена и система бюрократии.

"Провал менеджмента происходит с рождения Ливана до сегодня. Мы провалились в управлении страной", – уверен судья Гассан Уейдат, главный государственный прокурор Ливана. Но самое главное – в управлении портом, признает NYT. Никто не жалуется, пока существует поток денег, потому что все извлекают из ситуации выгоду.

После катастрофы началось расследование, 25 человек были задержаны. Все они имели отношение к портовым операциям. Но даже это не изменит культуру коренным образом, потому что она слишком въелась в жизнь Бейрута.

"Медленно, но уверенно, мы создали маленькие империи, которые управляли страной", – рассказал бывший министр финансов Ален Бифани.