О том, что происходит на украинских дорогах, главных виновниках и что поможет достичь изменений – в материале 24 Канала.

Обратите внимание На почты украинцев приходят письма якобы от ОП: враг запустил новую ИПСО

Какова ситуация с дорожными авариями в Украине за последние годы

По итогам 2023 года, на украинских дорогах погибли более 3000 человек, а травмы из-за ДТП получили почти 30 тысяч украинцев. Оба показателя по сравнению с прошлым годом существенно выросли: на 9,4% и 27,5% соответственно, по данным "Патрульной полиции". Больше всего пострадавших и погибших зафиксировали в следующих регионах:

  • Днепропетровская область;
  • Одесская область;
  • Киевская область;
  • город Киев;
  • Харьковская область;
  • Львовская область.

Всего с 2014 года в дорожно-транспортных происшествиях ежегодно погибает, как правило, более 3 тысяч человек. Стоит выделить отдельно 2022 год, который стал поворотным для Украины. Сначала, по данным патрульной полиции, количество ДТП уменьшилось примерно на треть. Однако эти данные не учитывают, в частности, аварии на временно оккупированных территориях Украины, поэтому обрисовать полную картинку очень сложно.

Четко понятно одно, что скорость – это главный фактор риска на украинских дорогах. И это касается как непосредственно водителей и пассажиров, так и обычных пешеходов. Среди них, к сожалению, довольно часто есть дети.

Последствия аварий для экономики, которые следует знать

Любое ДТП становится дополнительной нагрузкой на экономику страны и службы экстренной помощи, которые по меньшей мере последние 2 года работают в авральном режиме. В частности, специалисты из Всемирного банка путем соответствующих расчетов выяснили, что социально-экономические потери Украины от ДТП оценивают в 4,5 миллиарда долларов США в год. В пересчете на ВВП Украины речь идет о 3,4%. Такие данные еще в 2017 году озвучил тогдашний руководитель медицинского департамента Минздрава Андрей Гаврилюк, согласно "Экономической правде".

Также аварии на дорогах сразу "падают на плечи" медиков, спасателей и полицейских. Этот момент можно рассматривать с нескольких сторон:

  • чрезвычайные нагрузки на эти службы (ведь именно они первыми прибывают на место происшествия)

  • это ресурсы (топливо, техника, заработная плата и т.д.),

  • деньги, которые однозначно можно использовать в разы эффективнее.

И главное, что Украина безвозвратно теряет ценный ресурс – людей, которые могли бы открывать бизнес, работать, платить налоги и быть задействованными в различных экономических активностях и способствовать развитию государства в целом.

Кто ответственен за большинство аварий

Первое и главное, по данным Центра демократии и верховенства права (ЦЕДЕМ), подавляющее большинство участников дорожного движения не хотят наносить вред себе или другим людям. Более того, они готовы соблюдать правила дорожного движения.

Однако есть одна важная деталь, которая кардинально влияет на ситуацию, – это меньшинство, которое всегда игнорирует правила и почти все виды наказания за нарушение правил дорожного движения. Хотя эта категория водителей небольшая, но она отвечает за основную часть ДТП в Украине, согласно международным исследованиям и рекомендациям, которые были опубликованы экспертами ЦЕДЕМ.

Например, люди молодого возраста, а также люди с более высоким уровнем достатка и определенным статусом в обществе склонны чаще нарушать правила на дорогах, и для них текущие штрафы не становятся эффективным рычагом воздействия. Это является признаком того, что необходимо искать другие варианты для изменения ситуации к лучшему, ведь большинства аварий, смертей и травм реально было бы избегать, только соблюдая правила дорожного движения.

Как можно изменить ситуацию

На сегодня одним из наиболее эффективных и действенных инструментов для борьбы с нарушителями на дорогах, а особенно самопровозглашенными "шумахерами", которые несут ответственность за большинство серьезных ДТП, называют систему штрафных баллов для водителей, которые начисляют в случае совершения ими правонарушений на дороге.

К преимуществам этой системы можно отнести ее эффективность. Доказательством этого является опыт многих европейских стран, которые таким образом сумели существенно повысить уровень безопасности на своих дорогах. Среди них, как пример, Польша и Испания.

Для понимания, в Украине сейчас действует система, в рамках которой можно платить штрафы "со скидками". Для заядлых нарушителей это может быть неким призывом к повторению опасных ситуаций или "налогом" на нарушение правил дорожного движения. Тогда как в Польше благодаря этой системе, согласно данным аналитиков, за 10 лет вдвое удалось снизить уровень смертности и травматизации на дорогах (читать – как работает система штрафных баллов), в Латвии также зафиксированы успешные результаты.

Штрафные баллы в Европе / Фото "За безопасные дороги"

Во-вторых, это вид немонетарного наказания за нарушение правил дорожного движения. То есть изменений можно достичь без удара по "карманам". Большинство людей считает, что ситуация на дорогах изменится после увеличения штрафных санкций. Однако это не тот случай.

Как упоминали ранее, за большую часть аварий ответственны те лица, для которых финансовое наказание по сути не играет никакой роли. Тем более там нет накопительного эффекта, тогда как в системе штрафных баллов учли этот момент. Поэтому, достигнув определенного уровня, можно потерять право управления транспортным средством.

То есть этот инструмент поможет обуздать нарушителей, которые системно игнорируют правила дорожного движения. В частности, это касается тех, кто полагается на свой статус или финансовое положение. Это также способствует распространению принципов справедливости и неотвратимости наказания в обществе, по словам Виктора Загребы, координатора кампании "За безопасные дороги".

Простое повышение штрафов непропорционально ударит по наиболее, скажем, малообеспеченным людям. Людям, которые честно работают, зарабатывают свою зарплату, пытаются справиться, особенно в условиях войны, экономического кризиса. А опыт стран, которые мы исследовали, свидетельствует, что, когда эта система вводится, то результаты заметны сразу. Это просто имеет огромное положительное влияние на поведение людей, особенно той узкой группы водителей, от которых возникает подавляющее большинство проблем,
– добавил эксперт.

За что могут начислять штрафные баллы / Фото "За безопасные дороги"

Глава ЦЕДЕМ Олеся Холопик так объяснила важность системы штрафных баллов для водителей в Украине:

Я думаю, что для действующей власти крайне важно возвращать тему безопасности на дорогах в повестку дня. Потому что это о человеческих жизнях, которые можно уберечь, а аварии – предотвратить. Ведь ежедневно погибает много людей, которые также являются частью трудоспособного населения Украины. Это люди, которые работают, которые платят налоги, которые инвестируют в государство, которые, в том числе, за него воюют. А с возвращением актуальности для темы смертности на дорогах это будет способствовать внедрению системы штрафных баллов, ведь это одно из решений, которые будут направлять на уменьшение смертности и травматизма.

Олеся Холопик также подчеркнула, что введение системы штрафных баллов поможет Украине интегрироваться в ЕС. Напомним, что это также вопрос нашего цивилизационного выбора. По словам эксперта, прежде всего это важно, потому что речь идет о различных европейских практиках, которые являются действенными и эффективными. Также это способ продемонстрировать наши намерения к европейским ценностям:

  • сохранение жизней людей;
  • создание безопасной среды и собственно синхронизация фактического законодательства в части тех законов и практик, которые работают в ЕС.

Центр демократии и верховенства права совместно с другими общественными организациями разработал предложения изменений в законодательство и надеется на конструктивную работу с депутатами, патрульной полицией и общественным сектором, чтобы воплотить в Украине систему, похожую на польскую.

Кампания "За безопасные дороги"

– адвокационная кампания, направленная на уменьшение смертности и травматизма на дорогах Украины. Инициирована в 2016 году Центром демократии и верховенства права в партнерстве с ОО Vision Zero, U-Cycle и объединяет международных, украинских экспертов, представителей законодательной и исполнительной власти.