Полномасштабное нападение России на Украину повлияло на все сферы жизни. В экономическом пространстве сразу после падения, вызванного пандемией, украинские предприниматели столкнулись с еще большими вызовами – ракетными атаками, разрушенными предприятиями, нехваткой комплектующих и фактическим отсутствием доходов.
Читайте также Массированный ракетный удар по Украине: как бизнес отреагировал на российскую атаку
С какими вызовами столкнулся украинский бизнес
Трансформация
По данным UA Business Global, почти половина бизнесменов вынуждены были трансформировать свой бизнес под потребности рынка:
- 47% предпринимателей частично адаптировали продукты/услуги во время войны;
- 42% опрошенных сохранили бизнес без изменений;
- 5% предпринимателей полностью изменили продукт/услугу;
- 6% сменили отрасль.
Адаптация к новым реалиям
Оставшиеся работать в своих городах компании, которые продолжают предоставлять рабочие места, платят налоги и помогают героям на передовой – тоже, в значительной степени, герои. Есть немало историй, когда бизнес продолжил работу даже в опасных регионах и адаптировался под новые реалии.
Водний Світ
Ярким примером адаптации и проактивности в условиях войны является бренд "Водний Світ", базирующийся на Одесщине. Эта область с первых дней войны подвергается атакам россиян, но именно она еще 24 февраля сформулировала девиз украинского сопротивления, послав "руZZкий корабль" по известному адресу.
Несмотря на постоянную угрозу ракетных ударов, "Водний Світ" продолжает свою деятельность, обеспечивая работников рабочими местами и стабильной зарплатой, потребителей – свежей и качественной продукцией, а государство – налоговыми поступлениями во время войны.
Украиноцентричность и патриотизм – составная часть стратегии компании. Проукраинская позиция компании уже давно транслируется через маркетинг. Компания провела ребрендинг, оставив в прошлом старое русскоязычное название "Водный мир" и сделав новыми корпоративными цветами синий и желтый – цвета национального флага. В компании отмечают: потребители полностью приняли название "Водний Світ" и новую символику, несмотря на 20-летнюю привычку к названию "Водный мир".
Позицию компании "Водний Свiт" можно увидеть и на упаковке / Фото из фейсбука "Водного Свiту"
С первых дней войны "Водний Свiт" активно поддерживает ВСУ, ТРО и переселенцев миллионами гривен. В частности, компания передала готовую продукцию собственного производства (рыба и морепродукты) для военных ВСУ и ТРО на почти 2,4 миллиона гривен. Подразделения ТРО получили закупленные "Водним Свiтом" бронежилеты. В свою очередь, мобилизованные сотрудники компании получили от нее поддержку на сумму более 2 миллионов гривен, которые были потрачены на бронежилеты и другое материально-техническое обеспечение мобилизованных и добровольцев.
"Водний Свiт" занимается и конкретными подразделениями ВСУ. Компания помогла 137-му ОБМП материально-техническим обеспечением и лекарствами. Был закуплен и передан на нужды ВСУ пикап, а совместно с брендом Мегого было приобретено и передано медикам на передовую машину скорой помощи.
Также компания помогает пострадавшим от российской агрессии – внутренне перемещенным, малообеспеченным лицам. Они получили от компании пищевой продукции более чем на 450 тысяч гривен. Готовая продукция также долгое время отправлялась жителям Бучи сразу после того, как мир узнал об ужасной трагедии в этом городе. Кроме того, компания обеспечивает переселенцев наборами гигиены и бытовой химии – сейчас отправлено таких средств более чем на 180 тысяч гривен;
За более чем 230 дней войны "Водний Свiт" оказал помощь украинцам почти на 6 миллионов гривен. Все это время с 24 февраля компания продолжает выплачивать налоги и сохранила рабочие места и зарплаты для работников, ушедших защищать Родину.
Мы изначально сплотились, и вся наша команда пыталась внести свой вклад. Помогали нашим героическим воинам, а также людям, оказавшимся в затруднении. Мы раздавали продукцию по разным волонтерским центрам от Харькова до Львова, – рассказывают в компании.
Watsons
Жителям украинских городов хорошо знаком этот бренд – магазины бытовых товаров и средств гигиены и аптеки. В сеть Watsons Украина входит около 319 магазинов и 12 аптек в более чем 100 городах. Более 2 790 сотрудников обслуживают около 3 миллионов покупателей ежемесячно. Украинская сеть входит в состав международной компании AS Watson Group, крупнейшей в мире сети розничной торговли продукцией красоты и здоровья.
Watsons продолжает работать и поддерживать экономику Украины. Сейчас работают большинство заведений, а именно – 300 магазинов и аптек сети по всей стране. Компания активно собирает гуманитарную помощь для ТРО, ВСУ, благотворительных фондов, роддомов, волонтеров, внутренне перемещенных лиц. Также клиенты Watsons получили возможность донатить украинским защитникам – компания сделала возможным пересчет всех баллов с карт Watsons Club на помощь ВСУ.
Что касается сотрудников, компания сохранила все рабочие места с соответствующими выплатами. В сентябре компания Watsons присоединилась к инициативе "Лига Тепла" – передала 20 тысяч евро на утепление роддома в Ахтырке.
Київгума
До войны это столичное предприятие поставляло изделия собственного производства из резины, латекса, ПВХ, ТЭП и силикона более чем в 30 стран мира. Команда компании насчитывала около 450 человек в 33 службах. 24 февраля производство было остановлено из-за близости боевых действий, нехватки кадров, проблем с логистикой, трудностей с загрузкой производства работой.
Владельцы решили сосредоточить усилия на производстве продуктов, пользующихся спросом в условиях войны. Продолжил работать цех по изготовлению фармацевтической пробки. Работа других производственных цехов была сосредоточена на изготовлении средств тактической медицины – жгутов Эсмарха и Омега, окклюзионных повязок, назофаренгиальных трубок и т.д. Также предприятие начало производить накладки для бронежилетов и наладило их серийное изготовление.
Благодаря этим шагам компания приспособилась к работе в условиях войны. Сейчас “Київгума” работает, обеспечивая бюджет налогами, людей работой, а наших военных средствами тактической медицины. А также помогает благотворительным фондам. Среди них и Красный Крест, и БФ Сергея Притулы, и БФ "Вільні ЮА" и другие.
Релокация
Помимо трансформации, многие предприятия вынуждены были покинуть горячие точки Украины и перезапустить производство в более безопасных регионах. Государство способствует этому процессу и создало специальную правительственную программу "Релокация бизнеса", которой уже воспользовались 745 бизнесменов. По данным Минэкономик, еще 558 предприятий успели возобновить свою работу. Среди них – оптовая и розничная торговля, перерабатывающая промышленность, телекоммуникации, научная и строительная сферы.
Воспользоваться программой может любой бизнес независимо от размера и времени деятельности. Для этого нужно оставить заявку на онлайн-платформе Relocate.Prozorro.Sale, после чего происходит обработка запроса и подбор комплексного пакета помощи.
В частности, государственная поддержка включает:
- подбор местоположения для бизнеса на безопасной территории,
- помощь с перевозкой на новую локацию,
- расселение работников и поиск новых сотрудников,
- поддержка в восстановлении логистики, закупке сырья и поиске рынков сбыта.
Чаще всего для релокации бизнеса выбирают Львовщину. В рейтинге самых популярных регионов также Закарпатская, Черновицкая и Ивано-Франковская области.
Государство помогает бизнесу с релокацией / Фото Shutterstock
Релокация за границу
В условиях неопределенности многие украинские бизнесмены задумываются и над частичной или полной релокацией за границу. Согласно опросу, опубликованному в Forbes, 28% украинских предпринимателей уже продают свои товары или услуги на иностранном рынке. В то же время, 21% предпринимателей, имеющих малый или средний бизнес, планируют в будущем расширять географию своих продаж.
Наиболее открыты к возможности переезда ИТ-компании. Эту сферу уже назвали бестселлером Украины в мире, который будет пользоваться наибольшим спросом на международной арене. И это неудивительно, ведь отечественные ИТ-специалисты могут похвастаться богатым опытом и трудолюбием, потому и имеют большой выбор предложений.
Украинские ИТ-компании пользуются наибольшим спросом за рубежом / Фото Shutterstock
Кроме этого, склонными к релокации за границу есть сферы профессиональных услуг (маркетинг, консалтинг и дизайн), а также здравоохранения.
Основными странами для переезда украинцы выбирают США, Польшу, Германию, Болгарию, Бельгию, Эстонию, Турцию и Молдову. На выбор страны влияет множество факторов. В частности рынок сбыта товаров или услуг, благоприятность условий для релокации: стоимость аренды и обустройства офиса или возможности для возобновления производства, законодательство для бизнесменов и налогообложения, ведь если расходы будут превышать доходы, релоцироваться в ту или иную страну просто невыгодно.
Перед переездом следует проанализировать рынок разных стран и выбрать наиболее комфортную для ведения бизнеса.
Закрытие бизнеса
В общем, война нанесла немалый ущерб украинскому бизнесу. По данным Advanter Group, только по состоянию на май 2022 года они оценивались в около 85 миллиардов долларов. Ведь многие объекты малого и среднего бизнеса были уничтожены или повреждены в результате российских атак, а часть понесла убытки из-за невозможности заказать комплектующие или сбыть продукцию.
Такие предприниматели даже могут не рассматривать возможности релокации из-за значительных затрат на переезд и банкротство. В целом, среди основных причин, мешающих возобновить деятельность, выделяют: нехватку платежеспособных клиентов на внутреннем рынке, невозможность прогнозировать развитие ситуации в Украине и на внутреннем рынке, отсутствие капитала, разрушенные логистические маршруты поставки, несвоевременные расчеты с клиентами или невозможность произвести оплату.
И все же историй украинских бизнесов, которые не только адаптировались во время войны, но и помогают украинским защитникам и переселенцам – немало. Украинские предприниматели, выстоявшие в борьбе с крайне непростыми вызовами, удержали бизнес и настроили систему помощи стране, уверены: с какими бы трудностями они ни сталкивались – только вместе можно противостоять врагу. Следует поддерживать экономику Украины уплаченными налогами и приближать победу донатами на ВСУ.