-Постоянно мне задавали вопросы, вы или ваши коллеги, в течение последних трех дней - что нас ожидает? Куда мы идем, куда мы движемся?
Прежде всего я хочу вам сказать - я считаю себя таким духовным сыном, последователем Блаженнейшего Любомира. В воскресенье в своем слове по окончанию литургии я сказал, что он как тот добрый отец - умело меня воспитывал, то есть, с одной стороны меня прижимал к своему сердцу, посвящал во все свои планы, мечты, я в свое время был его секретарем, а затем послал меня на другой конец мира. В Аргентину, для того, чтобы я, как он мне тогда говорил, научился справляться.
И поэтому, скажем, с одной стороны, я был привлечен к строительству тех всех структур, процессов, которые мы сегодня имеем в нашей церкви, а с другой - я имел возможность, как тот художник, который для того, чтобы увидеть целостность того, что он нарисовал, отходит немного назад.
И сегодня, могу сказать, считаю своей честью продолжать все то, что Блаженнейший Любомир начал, начал строить или заложил фундаменты.
Меня все спрашивали: "Владыка, а Вам не страшно?" Знаете, с одной стороны, по человечески скажу так - очевидно, страшусь. Как муравей перед большой горой. Я в те дни родился, как новый отец, Патриарх Украинской Греко-Католической Церкви. Но, пожалуй, всю свою жизнь я теперь должен становиться ним.
И для меня это подарок от Господа Бога - что это становление отцом для всех - будет под таким хорошим вниманием, таким кротким сопровождением Блаженнейшего Любомира.
На прошлом Сеноде, который состоялся, если я не ошибаюсь в сентябре прошлого года - наши владыки сфомировали команду из нескольких епископов, и туда попал самый молодой между ними я.
Для того, чтобы мы могли четко определить - какой мы хотим видеть нашу церковь за 10 лет. Мы так и сделали. А позже, накануне нашего Сенода - образовали другую группу, которая должна разработать конкретные механизмы - как это можно вот такое наше благоговейное желание и стремление конкретно воплотить в жизнь.
Какова эта наша стратегия? Какой мы хотим видеть церковь за эти 10 лет при нас? Эти наши стремления, и эти наши желания мы сгруппировали в трех пунктах. Первое - мы хотим быть собой, мы хотим быть действительно живой христовой церковью. Следующая очень важная составляющая - это вопросы молодежной политики. Ибо это наше будущее.
Именно молодежь ищет в церкви ответы на те конкретные вопросы, которые сегодня их беспокоят. Чтобы мы дали им определенные ориентиры, определенные фундаменты для их жизни. И, очевидно что, если церковь имеет сейчас молодого Главу, то вполне естественно, что этот молодой Глава - первое кого будет искать кругом? К кому будет говорить, к кому будет обращаться? Да к молодежи, к своим сверстникам. Для того, чтобы я мог сам поделиться всем тем, чем я живу.
Один паренек из провинции Мисионез сказал мне: "Знаете, Владыка, если церковь есть музей, который очень хорошо сохраняет определенные культурные экспонаты прошлого - ну туда можно прийти раз в год. Как в любой другой музей, но жить в музее - это уж извините! ".
Поэтому, мы хотим, чтобы наша церковь была живой, которая может это передать.
Следующая составляющая - это вопрос образования и воспитания будущего духовенства.
- Блаженнейший, а скажите, пожалуйста, какой будет политика партии, простите, церкви, по отношению к другим украинским церквям?
- Наша политика, то есть, наш способ общения с ними, я бы сказал, будет двигаться в направлении к конструктивному диалогу и сотрудничеству. Здесь не идет речь о каком-либо слиянии церквей, подчинении кому-то. Это, скорее, военная терминология - стратегический альянс. В чем это заключается? В том, что мы сегодня вместе должны отстаивать традиционные христианские ценности.
Мы не должны бороться с исламом в Европе, но должны бороться за сильное христианство, мы не столько хотим против абортов выступать, сколько бороться за человеческую жизнь.
Я лично, и вся наша церковь очень комфортно чувствуем себя в таком стратегическом альянсе. Мы вместе должны строить украинское общество на тех христианских основах, ценностях, которые наши церкви в своей традиции свято хранят.
Поймите, в чем заключается и сложность для них нас принять, в чем заключается тот страх перед нами.
И тогда, думаю что, наше присутствие вместе снимет тот страх, понемножку сможет его успокоить. А с другой стороны, я вам скажу - мои годы службы в Луганске мне показали, что есть очень много людей, целые поколения, которые вообще выросли без всякого присутствия Церкви. Поэтому это повод дать им возможность это сделать.
Приведу вам пример - когда я служил в армии второй год, Украина тогда начинала бурлить, 90-е годы. Наш начмед, подполковник медицинской службы, по национальности еврей, когда меня увольнял в запас, - подарил мне Евангелие. Позвал меня тогда в кабинет и говорит:
"Славичек, знаешь, я думаю, что нельзя писать на святых книгах, но это наша память о тебе". И это - начмед! То есть, это пример, того живого общения, которое, возможно, в тех регионах - тоже является необходимым. И поэтому, я думаю, что наше присутствие должно быть вместе с ними и, ни в коем случае, не против них. Тогда очень многие вещи сами собой могут исчезнуть.
- Означает ли это, что после известных спортсменов, поэтов, у нас также современный христианин будет образцом для молодежи?
- Вы знаете, я не знаю, но эта кличка Шева, которую мне дали мои семинаристы - она довольно недавняя. Не знаю, в каких это годах произошло, потому долгое время они не знали, как меня назвать, а потом уже, видимо, к концу кто-то дал им такой синоним.
Сколько себя помню, всегда мама приводила к нам в дом своих учеников и давала им дополнительные уроки, готовя их к академконцертам, или к чему-то другому и дети всегда играли - и простые, и сложные произведения, ну а я, очевидно, еще играл на скрипке.
И сегодня, например, в Аргентине, когда мне было грустно, или ностальгия по Украине - я тогда вытаскивал скрипку.
Кстати, в прошлом году во Львове мне подарили ноты элегии славного нашего композитора Скорика, возможно, знаете эту мелодию. И я тогда, понемножку-понемножку, себе представьте, на другом конце мира, среди джунглей Аргентины, звучала элегия Скорика в моем скромном исполнении.
-Владыка, а можно услышать на следующей пресс-конференции ее в Вашем исполнении?
- Это уже будет концерт, а не пресс-конференция.
- Вы приехали сегодня на такой скромной машине, есть ли в планах покупать что-то другое, или уже имеете?
- Знаете, меня последние годы господин доктор Василик в Аргентине называл блуждающим епископом.
Потому что я все время должен ездить. И моей задачей было - как все вместить в маленький чемоданчик.
Поэтому я даже купил себе маленький лэп-топ, чтобы его можно было с собой возить. Я всегда старался вместить все в наименьшее. И потому-то строить большое для себя я не имею никакого намерения и никакого плана.
Я приехал на авто нашего Блаженнейшего Любомира и с его личным шофером. Я сегодня живу в гостеприимной комнате Блаженнейшего Любомира. То есть, для себя лично я ни в чем не нуждаюсь.