Доверие - основа любой денежно-финансовой системы
Именно доверие является залогом слаженного сотрудничества финансовых учреждений и населения. Вместе с тем специалисты отмечают, что именно с доверием как в Украине, так и в мире порой возникают значительные проблемы. Для его усиления необходимо, прежде всего, обеспечить защиту прав потребителей финансовых услуг, уверены эксперты.
Украина в этом вопросе требует комплексного подхода. Сейчас мало только разработать законодательную базу, необходимо проводить разъяснительную и образовательную работу с населением, чтобы избежать конфликтных ситуаций потребителей финансовых услуг с их непосредственными поставщиками, убеждены в Нацбанке. «Надо предупреждать эти проблемы и риски в отношениях потребителя и финансовых институтов. Главной среди таких мер является надлежащий надзор. Но я не уверен, что надлежащий надзор зависит от того, одно учреждение его осуществляет или три, как это есть в Украине. Главное - это правила игры », - говорит директор юридического департамента НБУ Виктор Новиков.
Банкиры убеждены - для всех участников финансового рынка важно соблюдение профессиональных норм деятельности. Кроме того, весьма актуален вопрос разработки профессионального кодекса поведения. «На каждом уровне участников рынка должны действовать определенные механизмы, которые бы делали невозможной с одной стороны нечестную конкуренцию, с другой стороны - искажение информации. Поэтому достаточно важным элементом системы защиты прав потребителей является профессиональный подход участников к рынку финансовых услуг », - убежден и.о. председателя правления Пиреус Банка в Украине Вячеслав Коваль.
Международные эксперты убеждены, цель защиты прав потребителей должна быть четко зафиксирована в законодательстве, чтобы это стало ключевым интересом органов надзора. Кроме того, необходимо стимулировать участников рынка к установлению базовых правил раскрытия информации. «Вы должны собирать информацию о жалобах потребителей, что окажет представление о возможных или будущих рисках. Также необходимо изучать рекламные материалы и методы осуществления продаж, чтобы обеспечить учет рисков. И конечно открыть горячую линию, чтобы определить масштаб проблем», - советует представитель Организации экономического сотрудничества и развития Мамико Йокои-Араи.
В тоже время процесс консолидации принципов защиты прав потребителей финансовых услуг уже начался на глобальном уровне. Международные учреждения разрабатывают совместный план работы для его дальнейшей реализации. «Все международные организации направляют свои усилия на согласование единых унифицированных принципов защиты прав потребителей, которые, я надеюсь, будут обязательными стандартами по внедрению на всех рынках финансовых услуг» - замечает старший финансовый специалист Всемирного банка в Украине Анжела Пригожина.
Отечественные же банкиры, понимая важность доверия к финучреждениям, наработали свои приемы сотрудничества как с населением, так и с бизнесом. Ведь прозрачное открытое партнерство дает плодотворные результаты всем его участникам.