В причинах "церковной" инициативы Порошенко, и как это повлияет на ситуацию в Украине, разбирались журналисты сайта "24".
Нивелировать значение Московского патриархата
Главная цель такого резонансного шага Петра Порошенко лежит на поверхности и имеет чисто политический характер. Во-первых, в суверенной независимой Украине уже 25 лет нет собственной канонической церкви. Зато всем руководит Русская православная церковь.
Читайте также: В УПЦ МП отреагировали на начало рассмотрения Вселенским Патриархом вопроса церквей в Украине
Во-вторых, после того, как Россия начала против Украины военную агрессию, УПЦ МП, не таясь, помогает врагу религиозной пророссийской пропагандой. Как напоминает политолог Валерий Дымов, священники УПЦ МП освящают оружие коллаборационистов, из которой потом убивают украинцев на фронте. Московские священники не встают в Верховной Раде во время минуты молчания по погибшим в АТО. И не отпевают ребенка, как было в Запорожье, поскольку он был крещен "не в той церкви". А московский патриарх Кирилл (Гундяев) зарабатывает миллиарды на продаже спиртного и сигарет.
УПЦ МП – религиозный фронт гибридной войны России против Украины. Нам надо определиться: или своя церковь, или дальше будем проигрывать религиозный фронт российскому агрессору,
– отмечает Валерий Дымов.
Читайте также: Порошенко объяснил, почему патриарх Кирилл должен поддержать создание Единой поместной церкви в Украине
Год назад были попытки уменьшить влияние УПЦ МП на законодательном уровне. Парламентарии разработали законопроект о религиозных организациях. Документом предусматривалось, в частности, установление особого статуса для религиозных организаций, управляющие центры которых находятся в государстве-агрессоре. Также они регламентируют изменение подчиненности религиозной общины религиозным центрам путем регистрации новой редакции устава или внесения изменений и дополнений в действующий.
Российские попы освящают оружие для убийства украинцев
В Кремле это вызвало мгновенную реакцию, и РПЦ сразу же вывела представителей Украинской православной церкви Московского патриархата и верующих к парламенту с протестами. Верховная Рада решила отложить рассмотрение законопроекта.
Похоже, Порошенко решил подойти к этому вопросу с, так сказать, другого входа, инициировав создание украинской автокефалии. Это обычная практика в православном мире. По словам Дымова, через это проходили все поместные православные церкви. От болгарской и сербской до грузинской. Были периоды непризнания, но в итоге они получали автокефалию.
Восстановление исторической справедливости и общественный запрос
Эксперты однозначно подчеркивают: предоставление Константинопольским патриархатом томоса (указ, декрет в некоторых вопросах церковного устройства – "24") – автокефалии Украинской единой поместной церкви – восстановление справедливости. В частности, рассказывает Валерий Дымов, в 1686 году Киевскую митрополию Константинопольского патриархата присоединили к Московскому патриархату, когда Вселенский патриарх Дионисий IV и Священный Синод Константинопольской Церкви выдали противоречивый томос о передаче Киевской митрополии в юрисдикцию Московского патриархата. По мнению политолога, этот процесс был незаконным, и центр православия из Киева в Москву перенесли за деньги.
Юрист-международник Геннадий Друзенко также отмечает: для издания томоса УПЦ есть исторические традиции. Киевская митрополия в конце XVII века была позаимствована Москве во временное управление. А занятую вещь всегда можно забрать назад.
Константинопольская церковь по всем традициям имеет право даровать автокефалию. Но история говорит, что это больше акт политический, чем сакральный. И в средневековье – в IX-X веках болгарская и сербская церкви, и в новейшие времена – балканские церкви добывали себе автокефалию с помощью светских и церковных правителей. Не надо быть святее Папы Римского. Украина делает то, что делали практически все,
– отмечает Друзенко.
Россия за деньги перенесла центр православия из Киева в Москву
Есть еще один важный момент, который отмечают наблюдатели: на создание Единой поместной церкви есть общественный запрос.
Среди украинцев есть поддержка создания единой поместной церкви. Хотя у УПЦ МП больше приходов, все соцопросы показывают высокий уровень доверия к церкви и то, что наши граждане являются сторонниками Киевского патриархата и Украинской церкви как таковой. Украинцы хотят ходить в украинскую церковь не по имени, а потому, что там они чувствуют себя как свои,
– говорит Дымов.
РПЦ падет, как Третий Рим?
Экспертная среда считает, что Константинопольский патриархат с большой вероятностью даст УПЦ автокефалию. Вселенский Патриархат начал процедуры, необходимые для предоставления автокефалии Украинской православной церкви. Как говорит исполнительный директор Центра прикладных политических исследований "Пента" Александр Леонов, Порошенко, который недавно встречался с Вселенским Патриархом Варфоломеем, особо не афишировал это событие. Однако по возвращении в Киев сразу выступил с инициативой о Единой поместной церкви.
По его убеждению, если Синод в Константинополе признает канонической Украинскую единую поместную церковь, это будет осиновый кол в так называемый "русский мир", становым хребтом которого является русская православная церковь. Хотя УПЦ МП не прекратит свое существование.
Если Константинополь признает канонической Украинскую единую поместную церковь, все изменится кардинально. Окончательно разрушится и падет концепция Третьего Рима. Сейчас мы чувствуем треск его башен,
– отмечает Александр Леонов.
Путин и Кирилл потеряют серьезный рычаг влияния в Украине
Кроме того, подчеркивает эксперт, многие священнослужители Московского патриархата перейдут в подчинение Украинской поместной церкви. Потому что Киевский патриархат, как и Украинская автокефальная церковь, считаются неканоническими церквями. И это сдерживает многих священников.
Если Украинская церковь отделяется, и к ней переходит часть Московского патриархата, русская православная перестает быть крупнейшей в православном мире. И это мгновенно повышает статус и возможности Вселенского патриарха и Константинополя. Поэтому это в его интересах признать Украинскую поместную церковь канонической,
– считает Леонов.
Сложным будет имущественный вопрос. По мнению Александра Леонова, русская православная церковь потеряет не только паству, но и огромные ресурсы. Если говорить о Киево-Печерской Лавре и Почаевской Лавре, то это государственная собственность. И Украинская поместная церковь имеет все права претендовать на нее. Кроме того, с точки зрения ЮНЕСКО – это памятники архитектуры, и такое решение можно принять на законных основаниях.
По остальному имуществу то есть вопросы. Многое, говорит Леонов, будет зависеть от решения церковных общин. В частности, в 2014 году около 80 приходов перешли от Московского патриархата в Киевский именно из-за влияния общин.
Есть и обратная сторона медали. Как отмечает Геннадий Друзенко, если Украинская единая поместная церковь получит автокефалию – это хорошо. Хотя за это, как правило, нужно будет заплатить (если "Газпром" не занесет больше). По его словам, польская церковь в свое время просто завезла в Константинополь – Стамбул – достойную сумму денег и получила автокефалию. Беспокоит больше другой вопрос.
Если нам дают томос, начнет ли церковь быть более церковной? Поднимется ли моральный уровень духовенства, образованность? Прекратится то, что называется на церковном языке, симонией – продажа и покупка церковных должностей или духовного сана? Церковь в современном мире должна быть не только политической объединяющей силой, но и нравственным камертоном,
– подчеркивает Геннадий Друзенко.
По мнению специалиста, если с политической точки зрения предоставление томоса будет вспомогательным, то с точки зрения церковности ничего не изменится. И над этим надо думать.
"Политически это нужно делать. Но, если мыслить церковными категориями, разве томос может добавить лепту к святости Церкви? Мы ищем в Церкви спасение, а не школу политического воспитания. И здесь томос – дело десятое", – считает Друзенко.
Кроме того, по его словам, могут и обостриться определенные линии разлома среди верующих. В частности, вопрос, сохранятся ли дружеские отношения между верующими Киевского патриархата, который станет основой новой автокефалии, и греко-католиками. Этот вопрос, отмечает международник, требует взгляда с разных сторон и серьезных дискуссий.
Читайте также: Создание единой поместной церкви: что это означает для украинцев