Андерс Аслунд (старший научный сотрудник Атлантического Совета) после многодневного пребывания в Украине отметил:
Действительно, многие украинцы повторяют, как мантру, что никаких реформ (в Украине — ред.) не состоялось, но это не так. Были приняты сотни чувствительных реформаторских законов, и их объемы впечатляют. Украина реформировала много чего в 2015 году, но правительство должно сохранить импульс, чтобы достичь устойчивого экономического роста.
Так, по его словам, энергетическая реформа значительно ограничила возможности для коррупционного распределения между государственными и рыночными ценами.
Бюджет был приведен к равновесию, принята налоговая реформа. В банковской системе сокращено более трети ненужных банков. После существенной девальвации, обменный курс стабилизировался, и международные валютные резервы значительно увеличились.
Была внедрена система электронных закупок. Произошла определенная дерегуляция, констатировал эксперт.
"Однако, украинцы имеют право жаловаться. Доходы упали, а цены взлетели вместе с падением обменного курса. Страна стала гораздо беднее. Доминирует беспокойство, что коррупция не уменьшилась, а коммунальные услуги не улучшились", — продолжил Аслунд.
Тем не менее, предыдущие достижения определяют то, что остается сделать и какие приоритеты должны быть в 2016 году, отметил эксперт, предложив украинской власти сосредоточиться на семи основных реформах.
Основным приоритетом является реформа прокуратуры и судов. Украина приняла закон о прокуратуре, но генеральный прокурор Виктор Шокин сумел взять под контроль процесс реформирования, минимизируя изменения. "Шокин должен уйти, и реформа прокуратуры должна начаться заново под новым руководством. Так же, как и 10 тысяч судей страны должны быть люстрированы, а в реформированную судебную систему назначены новые судьи", — отметил Аслунд.
- Энергетическая реформа, начатая в 2015-м, в этом году должна быть завершена.
- В Украине 1833 госкомпании являются логовом коррупции, 1600 из которых являются малоценными, и только тянут субсидии из государства. Их нужно продать на региональном уровне, предложил экономист. Реальную ценность имеют 100 госпредприятий, в основном в области энергетики и транспорта, и их приватизация должна быть открыта для иностранных участников. Около 120 компаний принадлежат Укроборонпрому и должны рассматриваться в контексте вопроса национальной безопасности. Поэтому российские компании должны быть заблокированы от участия в приватизации, а иностранные предприятия должны иметь прозрачных конечных бенефициаров.
- Украина требует глубокой реформы государственной службы, которая на законодательном уровне вступит в силу весной. Зарплата госслужащих должна быть поднята так, чтобы они могли жить на это. В то же время, 700 должностей в Кабмине, которые дублируют друг друга и мешают работе, нужно сократить.
- Дефицит бюджета был взят под контроль, и наиболее коррумпированные затраты были устранены, но Украина требует реформирования бюджетного процесса, чтобы сделать его полностью прозрачным.
- Украина осуществила определенную дерегуляцию в 2015 году, но этого мало — нужно закрыть большое количество инспектирующих органов. Если все сделать правильно, Украина может резко подняться в показателях индекса легкости ведения бизнеса Всемирного банка.
- Экс-министр образования Дмитрий Табачник вызвал хаос в системе образования, и теперь Украина должна навести элементарный порядок в организации учебного процесса и учебных программ. "Польша предлагает хороший пример того, что может быть заимствовано", — замечает аналитик.
Кроме того, по его убеждению, важными остаются и другие вопросы, например, совершенствование системы здравоохранения.
Но такие реформы требуют больше времени.
Читайте также: Недостатки в законе о полиции