"Евробляхи" в законе: миссия (не) возможна
"Так что с там с машинами на еврономерах?" Честно, уже замучился то и дело слушать этот вопрос от знакомых. Если коротко, не вдаваясь в нюансы, то ответ таков: в большинстве случаев это не законно. Говорю как юрист. Да, ездят. Однако очевидно: долго так продолжаться не может и не будет. Когда же расставят все точки на і? Мой печальный прогноз – до выборов. Президентских.
В кулуарах Верховной Рады говорят: узаконивание "евроблях" станет козырем в президентском рукаве накануне избирательной гонки. Даже несмотря на то, что он публично высказывался против практики ввоза и пользования автомобилем на иностранном регистрации. Желание завоевать народную любовь (и голоса украинцев!) может преодолеть все препятствия. Тем более, что профильный комитет по вопросам налоговой и таможенной политики возглавляет Нина Южанина от БПП.
Но обо всем по порядку.
О нашествии "евроблях" или немного цифр
Действительно, "евробляхи" стали не просто привычным явлением на украинских дорогах. Их количество из года в год увеличивается чуть ли не в геометрической прогрессии. Масштабы завоза впечатляют.
Вот сравните.
В общем, по разным данным, количество автомобилей с иностранными номерами, которые катаются по украинским дорогам – от 300 тысяч до двух миллионов.
Об автомобильноб ретро и "секонд-хенде" из Европы
Сейчас Украина занимает последнее место в Европе по количеству проданных новых машин на душу населения. Об этом свидетельствуют результаты исследования CarDiagram. На каждые 100 тысяч украинцев приходится около 66 новых автомобилей (по результатам продаж новых автомобилей в январе – мае 2017 года).
Мы аутсайдеры, и причины – очевидны. Украинцы просто не имеют денег, чтобы покупать новые автомобили. А отсюда и такая любовь к так сказать автомобильному "ретро" (каждый четвертый автомобиль в Украине старше 1990 года выпуска) и "секонд-хенду" из Европы (да, я о "евробляхах").
Убежден, от добра закон не нарушают. Но, господа, не забывайте и о нашей с вами безопасности на дороге, об экологии в конце концов. Ведь речь идет, как в известном анекдоте, не о классике на колесах. А о классическом дерьме. (Извините за выражение.)
Подержанные автомобили до 2010 года в ЕС дешевые из-за низкого спроса на них. Они не отвечают современным экологическим нормам, а потому их владельцы платят большие налоги. А значит, содержать такие машины невыгодно.
Кроме того, покупая не новый автомобиль, граждане стран ЕС платят утилизационный сбор. Поэтому им выгоднее продать автомобиль пусть даже за несколько сотен евро, чем сдать его в утилизацию и получить гораздо меньшую сумму.
А во Франции, к примеру, еще и штрафуют за оставленные на произвол судьбы старые автомобили – 75 тысяч евро с владельца.
Вот и получается, что цена подержанной машины за рубежом (сейчас говорю про близких европейских соседей) как минимум на половину (а то и втрое) меньше, чем у нас.
Есть еще один нюанс. Откровенно скажу, меня как юриста очень раздражает, когда незаконные вещи вредят вещам законным. И тут я вот о чем: засилье незаконных "евроблях" сильно навредили законопослушным (по крайней мере в этом вопросе) украинцам. Заезжий евросеконд-хенд просто обрушил рынок вторичных автомобилей в Украине. Не новые, но легитимные автомобили не выдержали конкуренции с незаконным товаром и очень упали в цене. А люди, которые придерживались буквы закона, грубо говоря, просто потеряли свои деньги.
Не обошлось без верблюда или о схемах
Но вернемся к "евробляхам". Фактически есть три схемы, которыми пользуются водители "евроблях".
Схема первая, назовем ее пограничная – пересекать границу на автомобиле с иностранными номерами (в техпаспорт которого вас вписывают в совладельцы) каждые 5 (въезд – выезд из одной области) или 10 дней (въезд – выезд из разных областей). Очевидно, реально это могут делать только жители приграничных районов. За нарушение установленного срока – штраф до 8500 гривен. Но схема фактически легальна.
Схема вторая – "верблюд" ( "аватар").
Иностранец, он же "верблюд", заезжает в Украине на автомобиле с еврономерами, выписывает доверенность украинцу, берет свои деньги и едет домой, например, в Польшу. Украинец ездит на нерастаможенном автомобиле, не уплатив таможенных платежей.
В чем же фокус. Статья 380 Таможенного кодекса Украины позволяет временный ввоз гражданами-нерезидентами на таможенную территорию Украины транспортных средств личного пользования на срок до одного года при условии регистрации этих транспортных средств в уполномоченных органах иностранных государств. Почему схема не законная? Потому что согласно части 4 этой же статьи 380 Таможенного кодекса временно ввезенные транспортные средства личного пользования могут использовать на таможенной территории Украины исключительно гражданами других стран, которые ввезли указанные транспортные средства в Украине, для их личных нужд.
Схема последняя, третья. Наиболее простая и распространенная – ввезти автомобиль в режиме транзита и нарушить предусмотренные законом сроки. Мол, один раз оштрафуют и больше не смогут. По такой схеме украинец оформляет машину на специально созданную фирму в Литве, например, которая "передает" ему право на пользование автомобилем по договору поручению на 50 лет, сам пересекает государственную границу, затем нарушает сроки пребывания (пять – десять дней – смотри схему 1), мол, пусть поймают.
"Куча людей ездит – и ничего!" или о штрафах, судах и эвакуаторе
Сразу скажу: это "ничего" до поры до времени. И уже известны прецеденты, когда людей, которые управляли автомобилями с еврономером в суде штрафовали на кругленькие суммы в несколько миллионов гривен.
Да, действительно, на территории Украины никто за такими машинами не гоняется – полиция не имеет доступа к базам Государственной фискальной службы. Именно она и фиксирует, какие машины пересекают границу. Поэтому полицейские могут остановить и осмотреть автомобиль при определенных основаниях, например если есть подозрение, что этот транспорт находится в розыске. Совместные рейды эти службы устраивают на крайне редко.
Однако в декабре Верховная Рада приняла закон. По нему, автомобили, стоящие с нарушением ПДД или припаркованные без оплаты парковки, эвакуируют на штрафплощадку. При этом эвакуировать может не только полиция, но и сотрудники службы парковки. И здесь вся соль. Все орехи падают на тех, кто приобрел автомобиль по схеме "верблюд".
Дело в том, если полиция или парковщик эвакуируют машину, они не знают имени того, кто припарковал эту машину. Поэтому делают запрос в пограничную службу и получают данные человека, который завез эту машину в Украине. На него выносится постановление. И вот на штрафплощадку приходит водитель-украинец, просит вернуть автомобиль. Ему отказывают, потому что административные материалы оформлены именно на того, кто завозил машину. И именно этот человек должен заплатить штраф и забрать автомобиль. Машина остается на штрафплощадке. А украинец, который купил ее, не сможет доказать законность использования этого автомобиля в Украине.
Рассмотрим еще одну ситуацию – ДТП с участием "евроблях". Допустим, ее водитель – виновник. Есть два варианта развития событий – водитель бросает автомобиль и убегает, чтобы не платить пострадавшим. Если же виновника задерживает полиция и он говорит, что это его машина, он сотрудник или учредитель иностранной фирмы, то в таком случае, согласно ст. 485 Таможенного кодекса Украины, ему грозит штраф в размере до 300% таможенных платежей.
А если у вас украдут автомобиль – пойдете в полицию? Будьте готовы, что у вас даже не возьмут заявления, так как владелец кто? Иностранец.
Решение будет?
Подержанные автомобили в Украине значительно дороже, чем в Европе. И разница в цене настолько существенна, что многие видят смысл рисковать своими кровно заработанными. Это факт.
Может ли это продолжаться вечно? Нет. Хотя бы потому, что сейчас ездить на "евробляхах" возможно только из-за несогласованности действий двух государственных организаций. А проблема приобрела большие масштабы.
В парламенте есть два законопроекта, которые предлагают ее решение. Причем авторства одной группы депутатов. Если коротко, то если эти законопроекты будут законами, пригнать, растаможить с применением льготных ставок акцизного сбора и поставить на учет можно будет любой автомобиль, без ограничений по году выпуска и привязки к нормам Евро, без сертификации, только проведя техосмотр такого автомобиля. Владельцы автомобилей на иностранной регистрации смогут легализовать свои автомобили. А также станет возможным без каких-либо ограничений продавать пригнанные по заниженным ставкам акциза автомобили как минимум до конца 2020 года.
За ли я? Нет. Не спешите критиковать. Мои аргументы очень просты.
Ну что такое ТО в Украине. Пару гривен – и все в порядке, машина такая, как надо. Это не что иное, а коррупция, с которой боремся.
Далее. Да, действительно, примерно 95% украинцев "потянуть" нормы Евро-5 не могут. Но убежден, надо не уменьшать нормы и требования к автомобилям, а уровень жизни украинцев подтягивать, чтобы они могли не просто позволить себе, а без колебаний купить такой автомобиль.
Как говорил Остап Бендер, "автомобиль, товарищи, не роскошь, а средство передвижения!".
И именно так должно быть в Украине. И именно этим должна заняться украинская власть.
Но, к сожалению ...
Решение о машинах на еврономерах будет точно.
Когда? Наступит время выборов – наступит время "евроблях".
Амнистия? Формат еще обсуждают. На такой фокус уже якобы согласилась ГО, которое якобы отстаивает интересы "евроблях". Все думают о себе, о своих средствах, о своей выгоде.
Но точно можно сказать: решение не будет продуманным и справедливым. В Украине это уже добрая традиция: накануне избирательной гонки принимать популистские решения.
Любомир Зубач, народный депутат Украины, специально для 24-го Канала